5 заблуждений о мюзиклах
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Валерия&Валерьевна

5 заблуждений о мюзиклах

Знаменитая люстра из мюзикла «Призрак Оперы»
1. Мюзикл — это прежде всего масштаб и зрелищность: дорого, богато, 40 тонн декораций, что-нибудь в натуральную величину и как минимум 300 костюмов! Театральный блокбастер, короче.

Оставим за рамками этой статьи камерные мюзиклы, декорации которых могут состоять из стола, стула и пианино, поговорим о Бродвее.

В среднем, бродвейский мюзикл стоит от 5 до 15 млн. долларов, но так было не всегда. Мюзикл «Оклахома!» (1943), ознаменовавший переход от музыкальной комедии к серьезному мюзиклу-драме, обошелся продюсерам в 81 тыс. долларов, что сейчас составило бы 1 117 322 долларов. Таким образом, за 72 года затраты на постановку выросли в 5—10 раз!

В знаменитом мюзикле «Кордебалет» (1975) стоимостью 5 087 691 долларов*, из декораций на сцене были только репетиционные зеркала. При этом «Кордебалет» шел 15 лет и выдержал 6137 представлений! Еще один бродвейский долгожитель со скромным бюджетом и минималистичным оформлением — Chicago (1996). Вложенные в постановку средства (3-4 млн. долларов) окупились за четыре месяца. Chicago прокатывается на Бродвее рекордные 19 лет.

Мюзикл next to normal (2009, бюджет — 4 млн. долларов) не может похвастаться аттракционом с люстрой и тоннами декораций, но это не помешало ему получить «Пулитцеровскую премию» за драму и три премии «Тони».

Другие победители последних лет также имели разумные сметы и практичные визуальные решения. Например, все оформление мюзикла «Однажды» («Тони» сезона 2012/2013 за «Лучший мюзикл», бюджет — 7 млн. долларов) — это интерьер паба.

Кстати, бюджет «шикарного» «Призрака Оперы» — всего какие-то 16 млн. долларов (невероятный для 1988 года, когда мюзикл открылся на Бродвее) — меркнет перед бюджетом печально знаменитого «Человека-паука», в которого вложили 74 млн.!

*Все цифры приводятся с учетом инфляции по состоянию на август 2015 года.
Сцена из мюзикла «Русалочка»
2. Мюзикл — это легендарная сказка о любви, которая потрясла весь мир.

Не все мюзиклы оканчивается поцелуем главных героев или свадьбой. Вот только небольшой список мюзиклов, которые рассказывают о любви без прикрас: «Скрипач на крыше» (1964), «Кабаре» (1966), «Девять» (1982), RENT (1996), «Рэгтайм» (1998), The Last Five Years (2002), «Пробуждение весны» (2006), «Женщины на грани нервного срыва» (2010), If/Then (2013).

Печальный, ироничный, лишенный иллюзий взгляд на отношения мужчины и женщины свойственен мюзиклам Стивена Сондхайма: «Компания» (1970), Follies (1971), «Маленькая серенада» (1973), «Мы едем едем едем» (1981), «Воскресенье в парке с Джорджем» (1984), «Чем дальше в лес» (1987), Passion (1994).

Не чужд правде жизни и Эндрю Ллойд-Уэббер в мюзиклах Aspects of Love и Sunset Boulevard. И даже в «Призраке Оперы» любовь совсем не сказочная, а пугающая и болезненная.

Случается, что романтическая линия не является основной. В «Отверженных» на первом плане история духовного роста Жана Вальжана, в «Злой» — самоидентификация Эльфабы, в «Матильде» — противостояние пятилетней девочки несправедливому миру взрослых, в «Книге Мормона» — вопросы веры в самом широком понимании, в «Продюсерах» — крепкая мужская дружба, в «Параде» — борьба обычного человека с бездушной судебной системой.
Сцена из мюзикла «Алые Паруса»
3. В мюзикле не может быть трагического финала, если только это не «Нотр-Дам де Пари». Или «Граф Орлов».

Конечно, любой поклонник жанра легко назовет вам с десяток не самых оптимистичных сюжетов с кровищей и тяжелым финалом. Но смеем вас уверить, что широкие массы, выбирающиеся на мюзикл раз в год, убеждены, что мюзикл это что-то развлекательное. Да, они готовы попереживать и поплакать, но только если мюзикл поставлен на классический или исторический сюжет, где и так понятно, что все закончится плохо: Эсмеральду казнят, Ромео и Джульетта покончат жизнь самоубийством, Мерседес и Эдмон Дантес никогда не будут вместе. Впрочем, даже у истории княжны Таракановой может быть счастливый финал (см. «Голубая Камея» К. Брейтбурга).

Смерть — обычное дело для мюзикла. Даже мюзикл-пародия может закончиться гибелью всех персонажей — как в Something’s Afoot, где высмеиваются произведения Агаты Кристи. А в мюзиклах «Элизабет» и «Смерть берет выходной» Смерть — одна из главных героев.
Сцена из мюзикла MAMMA MIA!
4. Мюзикл должен отвлекать от реальности. Для разговора о проблемах современного человека есть драматический театр.

Хороший мюзикл всегда обращен к современному человеку. Он разговаривает с ним на актуальном языке — не случайно этот жанр охотно впитывает все новые музыкальные стили — джаз, рок-н-ролл, поп-музыку, рэп и откликается на исторический контекст, в котором создается.

В 2015 году премию «Тони» за лучший мюзикл получил спектакль Fun Home по мотивам автобиографического трагикомикса художницы-лесбиянки Элисон Бекдел. В нем идет речь о взрослеющем в далекой от идеала семье подростке, который делает выбор в пользу внутренней свободы и принятия себя.

Конечно, Бродвей останется верен себе, и на афишах всегда будут качественные развлекательные шоу, которые поднимут вам настроение, подарят исключительно положительные эмоции и не загрузят мозг. Тем не менее шоу-другое для тех, кто не ленится в театре думать, всегда найдется.
Сцена из мюзикла «Растратчики»
5. В мюзикле всегда поют и танцуют. Одновременно!

В любом мюзикле есть номера, где только поют или только танцуют. Существуют мюзиклы, где танцев нет вообще, потому что герои не оказываются в ситуации, когда могут затанцевать или постановщики не пользуются языком танца для развития сюжета. Например «Суини Тодд», next to normal, City of Angels, Grey Gardens, «Иисус Христос — Суперзвезда», «Отверженные».

Если в мюзикле нет хореографии, это не значит, что в постановочном процессе не принимал участие хореограф. В таком случае его функция описывается термином musical staging. Наиболее известные примеры — работы Грасиэлы Даниэль в мюзикле «Рэгтайм» и Стивена Хоггетта в мюзикле Once, за которые они даже выдвигались на премию «Тони» в номинации «Лучшая хореография». А теперь приготовьтесь удивиться! В мюзикле Wicked движения, поставленные Уэйном Силенто, тоже относятся к musical staging. Танцев там нет!

В то же время немало мюзиклов содержат впечатляющие танцевальные сцены, с помощью которых двигается сюжет. Такие насыщенные хореографией мюзиклы — «Кордебалет», CATS, «Билли Элиот», «Вестсайдская история», Chicago, «Вполне современная Милли», «Увольнение в город», «Американец в Париже» и др.

Другая крайность — это танцевальные мюзиклы, где нет живого пения или артисты-танцоры не поют сами. Первой ласточкой стало шоу Боба Фосси Dancin’ (1978, «Тони» за лучшую хореографию, 1774 показов). В 2000 году вышел мюзикл Contact режиссера-хореографа Сюзан Строман, состоявший из трех танцевальных новелл на музыку Чайковского, Стефана Грапелли, Squirrel Nut Zippers, Royal Crown Revue и The Beach Boys. Несмотря на неформатность, постановка получила «Тони» в категории «Лучший мюзикл». Наконец, два танцевальных мюзикла поставила знаменитый американский хореограф Твайла Тарп — Moving Out (2002, «Тони» за лучшую хореографию) на песни Билли Джоэла и Come Fly Away (2010) на песни Фрэнка Синатры.