5 балерин, блиставших в мюзиклах
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Светлана Бутовская

5 балерин, блиставших в мюзиклах

Сид Чариз и Джин Келли в фильме «Бригадун»
Сид Чариз (Cyd Charisse, 1922—2008)

Родители решили учить Сид (настоящее имя — Тула Эллис Финклеа) танцам, когда той было шесть лет, чтобы девочка восстановилась после перенесенного полиомиелита. С 12 лет Сид занималась балетом в Лон-Анджелесе у Адольфа Болма и Брониславы Нижинской, а в 14 поступила в «Русский Балет Монте-Карло», где танцевала под псевдонимами Фелия Седорова и Мария Истомнина.

После начала Второй мировой войны Сид вернулась в Лос-Анджелес и получила роль танцовщицы в фильме «Есть о чем кричать». На нее обратил внимание известный хореограф Роберт Олтон, открывший для кино Джина Келли, и Сид стала штатной балериной киностудии МГМ.

В 1952 году Чариз стала партнершей Келли в 17-минутной хореографической сцене «Бродвейская мелодия» из фильма «Поющие под дождем» и проснулась звездой: ее чувственная пластика, яркая внешность и особенно «бесконечные ноги» произвели неизгладимое впечатление на критиков и зрителей.

В 1953 году Сид Чариз сыграла главную роль в киномюзикле «Театральный фургон», где ее партнером был Фред Астер. В 1954 году она снялась с Джином Келли в мюзикле «Бригадун», а двумя годами позже вышел еще один музыкальный фильм с их участием — «Всегда хорошая погода» (1956). В 1957 году Сид воссоединилась с Фредом Астером в картине «Шелковые чулки».

Сид Чариз часто сравнивали с Авой Гарднер, говорили, что ноги танцовщицы были застрахованы на пять миллионов долларов, а в поклонниках числился знаменитый магнат Говард Хьюз. Сид Чариз никогда не пела сама на экране; не была она и выдающейся актрисой, но когда она танцевала — ей прощали все.

После заката эры голливудских мюзиклов Сид Чариз продолжила сниматься в кино и на телевидении. В последние годы жизни она часто появлялась в документальных программах о Золотой эпохе Голливуда.

В 1992 году состоялся запоздалый дебют Сид Чариз на Бродвее — в 70 лет она сыграла стареющую балерину Елизавету Грушинскую в мюзикле «Гранд-Отель» (1992), сменив в этой роли Лилиан Монтевекки. Участие в проекте легенды музыкального кино помогло реанимировать падающие продажи билетов.


Cид Чариз в роли агента КГБ Ниночки Ющенко в киномюзикле «Шелковые чулки»

Наталия Макарова в мюзикле «На пуантах»
Наталия Макарова (1940)

Макарова начала заниматься танцами по балетным меркам поздно — в 13 лет. Через 10 лет она блистала на сцене Кировского балета, где перетанцевала все главные партии. В 1970 году во время гастролей театра в Великобритании непредсказуемая и эмоциональная Макарова совершила шаг, сделавший ее имя запрещенным в СССР на 30 лет: стала первой советской танцовщицей, попросившей политическое убежище за рубежом.

На Западе Макарова сделала блестящую карьеру: она сотрудничала со совсеми ведущими европейскими балетнами труппами и 12 лет была примой Американского театра балета (АБТ).

В 90-е, оставив балетную сцену, Макарова играла в драматических спектаклях, в том числе у Романа Виктюка в пьесе «Двое на качелях». С 1974 года Макарова работает хореографом и по сей день ставит русские балеты по всему миру.

В 1982 году в расчете на Наталию Макарову был возобновлен мюзикл Ричарда Роджерса и Лоренца Харта «На пуантах» (1936) с хореографией Джорджа Баланчина. Макарова сыграла русскую балерину Веру Баранову (в двух предыдущих постановках на Бродвее эту роль исполняли жены Баланчина Тамара Жева и Вера Зорина).

Предпремьерные показы в Кеннеди Центре были омрачены трагическим происшествием: во время представления на балерину упал фрагмент сценического оборудования, разбив ей голову и сломав ключицу. Поскольку микрофон был включен, к ужасу публики, стоны актрисы раздавались на весь зал. Макарову заменила другая «невозвращенка» — бывшая солистка Большого Валентина Козлова. На Бродвее постановка открылась в 1983 году и принесла Наталии Макаровой «Тони» за лучшую женскую роль в мюзикле. В 1984 году балерина повторила успех в Лондоне, получив за свою работу премию «Оливье».


Речь Наталии Макаровой на вручении премии «Тони»

Лилиан Монтевекки в мюзикле «Гранд-Отель»
Лилиан Монтевекки (Liliane Montevecchi, 1932)

Дочь итальянца-художника и француженки-модистки, Лилиан танцевала с девяти лет и к 18 годам стала прима-балериной в труппе Ролана Пети. В 50-е она переехала в США, где заключила контакт с киностудией МГМ. Монтевекки снималась с такими звездами, как Лесли Кэрон, Фред Астер, Марлон Брандо и Элвис Пресли, но сама так и осталась актрисой второго плана. В 60-70х Лилиан регулярно появлялась в телесериалах, затем покинула Голливуд и девяти лет пела и танцевала в знаменитом парижском кабаре «Фоли-Бержер».

На Бродвее Монтевекки выступала в ревю La Plume de Ma Tante (1958) и «Фоли-Бержер» (1964). В 1982 она получила «Тони» за лучшую женскую роль второго плана в мюзикле «Девять», режиссером которого был Томми Тьюн. Актриса сыграла саму себя — бывшую звезду «Фоли-Бержер» Лилиан Ля Флер.

В 1988 Монтевекки номинировалась на «Тони» в категории «Лучшая актриса в мюзикле» в еще одной постановке Тьюна — танцевальном мюзикле «Гранд-Отель».

В свои 83 года невероятно элегантная и харизматичная Лилиан по-прежнему в строю и гастролирует по США с концертами.


Лилиан Монтевекки исполняеn песню Bonjour Amour из мюзикла «Гранд-Отель»

Тайлер Пек в мюзикле «Маленькая танцовщица»
Тайлер Пек (Tiler Peck, 1989)

Актерская карьера уроженки Калифорнии Тайлер Пек развивалась стремительно: в шесть лет она снималась в телевизионной рекламе, с семи лет начала брать уроки балета в Голливуде у бывшей примы Большого Аллы Ханиашвили, а в 11 играла на Бродвее в мюзикле «Продавец музыки», звездой которого была Ребекка Лукер. Хореограф-режиссер спектакля Сюзан Строман посоветовала одаренной девочке сконцентрироваться на занятиях классическим танцем, и Тайлер поступила в Школу американского балета.

В 15 лет Тайлер взяли стажером, а в 16 приняли в кордебалет Нью-Йоркского городского балета. В 18 лет Тайлер пришлось на полгода оставить сцену из-за травмы спины, но уже через год она стала солисткой, а годом позже — прима-балериной Нью-Йоркского городского балета. В 2013 году Тайлер танцевала в балете, основанном на знаменитом мюзикле Роджерса и Хаммерстайна «Карусель», а в 2014 сыграла (и спела) в новом мюзикле Стивена Флаэрти и Линн Арэнс «Маленькая танцовщица» о Мари фон Гетем, юной балерине из Парижской Оперы, позировавшей для знаменитой скульптуры Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» (1881). На этом проекте Тайлер Пек снова работала со Строман, которая была режиссером-хореографом постановки, и с Ребеккой Лукер, игравшей взрослую Мари.

Тайлер Пек — не единственная звезда балета, которая временами оставляет классическую сцену ради мюзиклов. Ее муж — премьер Нью-Йоркского городского балета Роберт Фейрчалд — исполняет главную роль в мюзикле «Американец в Париже». Сестра Роберта Меган играла в «Увольнении в город», и Тайлер несколько раз выходила ей на замену.

Тайлер Пек — лауреат многочисленных балетных премий. В 2014 году она вошла в список журнала Форбс «30 до 30: Голливуд и индустрия развлечений».


Тайлер Пек и Бойд Гейнс в мюзикле «Маленькая танцовщица» (фрагмент репетиции)

Мисти Копленд в мюзикле «Увольнение в город»
Мисти Копленд (Misty Copeland, 1982)

Необыкновенная история жизни афро-американской балерины Мисти Копленд достойна мюзикла или кинофильма. Забегая вперед скажем, что весной 2014 года Копленд выпустила автобиографию «Жизнь в движении: необычная балерина», которая сразу стала бестселлером, а уже летом того же года появилась информация о том, что по книге будет снят фильм.

Мисти родилась в малообеспеченной многодетной семье. Несколько лет она делила комнату мотеля со своими пятью братьями и сестрами и до 13 лет не имела понятия, что такое балет, пока на ее способности к танцу не обратили внимание в детском клубе. Через три месяца Мисти научилась стоять на пуантах, а через восемь — танцевала Клару в балете «Щелкунчик» перед двумя тысячами зрителей. В 15 лет девушка оказалась в центре скандала, когда решила (вероятно, по совету преподавателей) обрести юридическую независимость от матери, чтобы целиком посвятить себя балету. История широко освещалась национальным телевидением, и в конце концов Мисти вернулась в семью.

В 2000 году Копленд поступила в Студию при Американском театре балета, а в 2001 году вошла в основную труппу. В 2007 году она стала солисткой, а в 2015 — первой афроамериканкой за 75-летнюю историю АБТ, возведенной в ранг прима-балерины.

Мисти Копленд — активный борец за равенство и живой пример того, что возраст, раса, физические данные (у Копленд нетипичные для классического танца женственные формы) не являются препятствием на пути к мечте. В 2015 году журнал Time включил Мисти Копленд в сотню самых влиятельных людей Америки.

В августе 2015 года состоялся дебют Мисти Копленд на Бродвее. Она сыграла Айви Смит в завершающих спектаклях мюзикла «Увольнение в город» (с 25 октября по 6 сентября), сменив коллегу по АБТ Меган Фейрчалд, которая выходила в этой роли с момента премьеры постановки осенью 2014 года.

Мюзикл «Увольнение в город» (1944) был создан американским хореографом Джеромом Роббинсом на основе его же балета «Беззаботные», и традиционно роль Айви Смит исполняет балерина или танцовщица, владеющая классической школой.


Мисти Копленд в мюзикле «Увольнение в город»