Вокальный педагог vs вокальный репетитор — Вокал и мастерство актера
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Светлана Бутовская

Вокальный педагог vs вокальный репетитор

Отрывки из книги Фреда Сильвера (Fred Silver) «Прослушивание в мюзикл» (Audition for the Musical Theatre)

В российской вокальной педагогике не существует строгого деления на вокального педагога и вокального репетитора. Как правило, постановкой голоса и разучиванием репетуара занимается один и тот же человек. Часто в роли вокального репетитора выступает опытный концертмейстер. Все вышесказанное, по нашему мнению, не умаляет ценность советов Фреда Сильвера.

Время от времени актеры, которые решили начать петь, задают мне одни и те же вопросы: в чем разница между вокальным педагогом (voice teacher) и вокальным репетитором (vocal coach) и как не ошибиться в выборе того или другого. Большинство испытывает растерянность, так как по названию эти профессии очень легко спутать.

Педагог по вокалу ставит и упражняет голос ученика таким образом, чтобы тот мог петь легко и правильно, качественным, свободно льющимся звуком. Красивым голосом мы обязаны господу, а не вокальному педагогу, но именно хороший педагог может развить наши природные данные и научить использовать их с максимальной эффективностью. Как же выбрать хорошего учителя? То, что данный преподаватель, по его словам, обучает вокальной технике bel canto, еще ничего не значит (бельканто в переводе с итальянского означает всего лишь «красивое пение»). Недельный заработок педагога, число его учеников, наличие у него знакомств среди знаменитостей также не могут считаться важными критериями отбора.

Педагога нужно в первую очередь выбирать по двум критериям:

— способен ли преподаватель развить голос, не разрушая его;
— способствовала ли учеба именно у этого педагога успешной карьере его учеников.

Во время кастингов или прослушиваний здесь, в Нью-Йорке, я обычно спрашиваю актеров, демонстрирующих свободное, качественное пение, у кого они учились. И, как правило, мне называют одно из шести-семи повторяющихся имен. Однако будет большой ошибкой считать, что эти преподаватели — самые модные и самые лучшие. Я знаю много сомнительных педагогов по вокалу, которые наносили голосам своих учеников непоправимый вред — и к которым, тем не менее, в очередь на урок стоят звезды. Теплота и дображелательность не всегда являются синонимами профессионализма, однако эти качества способны привлечь немало учеников, попавших под обаяние личности преподавателя.

Отношения между педагогом по вокалу и учеником — один из самых тесных видов связи между людьми. Разрыв отношений в этом случае равносилен разводу или окончанию длительного романа. При благоприятном стечении обстоятельств завершение этой связи скорее подобно расставанию родителя со своим ребенком.

Нужно иметь в виду, что обучение занимает как минимум несколько лет. Количество занятий варьируется от одного до, в идеале, нескольких раз в неделю. Поэтому неудивительно, что учитель и ученик становятся так близки. Ученик настолько незащищен, настолько открыт перед учителем, что их отношения становятся сродни отношениям между родителем и ребенком. И, если педагог недостатоно профессионален, он может нанести ученику большой вред.

Основная опасность, которую таит в себе учеба у плохого педагога, состоит в постоянном разрушительном воздействии на голос, которое может привести к заболеваниям голосового аппарата, например, узлам на связках.

Помните, что голосовой аппарат очень нежен и требует к себе бережного отношения. Отсюда правило номер один: если пение сопровождается болезненными ощущениями — вы делаете что-то неправильно. Избегайте педагогов, объясняющих боль тем, что вы используете мышцы, которыми раньше не пользовались и заставляете их работать так, как они еще никогда не работали. Пение — свободный и естественный процесс, который скорее связан с расслаблением, нежели с напряжением. Владение техникой правильного дыхания и опорой, которое требует использования ранее не задействованных брюшных мышц, совсем не подразумевают, что вы должны чувствовать боль, напряжение или жжение в связках или горле. Если пение для вас — болезненный процесс, смените педагога как можно скорее, в противном случае вы рискуете заработать узлы на связках, которые сделают вас профнепригодным раньше времени.

Я бы также не советовал обучаться у педагога, который не развивает все регистры вашего голоса, особенно если вы — женщина. Певица, не использующая нижний или грудной регистр, подобна скрипачу, который избегает играть на самой низкой струне своего инструмента — соль. Такой голос нельзя считать полноценным. Произведения, написанные для музыкального театра, при неправильном пении вредны. Если вы женщина, вы можете петь в грудном регистре (belt), а в следующий момент уже в головном (head). Если вы — мужчина и исполняете ансамблевые роли, будьте готовы к тому, что за время одного спектакля вы не раз будете переходить от баритональной тесситуры к теноровой и обратно.

Причина, по которой многие педагоги избегают работать с нижним регистром, проста. Их самих никогда не учили им пользоваться, так как же они могут научить других? Одна моя знакомая, довольно успешный педагог, обучает своих учеников белту, заставляя их кричать. Однако у нее нет отбоя от учеников, которые не настолько разбираются в вокале, чтобы уйти от нее и поискать другого учителя. Я не считаю себя вправе винить ее. Она и ей подобные обучались в консерватории, готовя себя к оперной карьере, а в опере к голосу предъявляются несколько иные требования, нежели в музыкальном театре. В опере, например, певец должен уметь брать и удерживать достаточно долгое время высокие ноты на открытых гласных, отчего страдает артикуляция. В мюзикле, где текст должен хорошо восприниматься на слух, это большой недостаток. Певцов берут в мюзиклы главным образом за умение четко произносить текст и вкладывать в него смысл.

Так что же делать? Как можно убедиться, что ваш педагог разовьет ваш грудной регистир и научит вас петь в манере belt? Очень просто. Ищите учителя, который сам может петь в этой манере. Многие вокальные педагоги когда-то выступали на Бродвее и были вынуждены петь во всех регистрах. С другой стороны, есть немало педагогов-мужчин, которые, как правило, не поют в манере belt, в то же время могут подсказать вам, как развить грудной регистр.

Еще одна вещь, которой ваш вокальный педагог должен обязательно научить вас, —mэто техника правильного дыхания. Роль дыхания зачастую понимается неверно. Важно не то, как именно вы дышите, а когда вы дышите и как используете дыхание. Если бы дыхание как таковое было краеугольным камнем вокального искусства, все спортсмены пели бы как Карузо. Атлеты дышат для того, чтобы удовлетворить повышенную потребность клеток своего организма в кислороде. Кислород поставляется сердцем, которое, из-за нагрузки на организм, перекачивает кровь в несколько раз быстрее, чем обычно. Очевидно, атлет должен вдыхать быстро и часто, чтобы восполнять недостаток кислорода, а это влечет за собой использование мышц спины и грудной клетки. Такое поверхностное дыхание позволяет легкоатлету быстро бежать и при этом не сбивает с ритма, который требуется для выполняемых им упражнений. Танцоров также можно отнести к категории поверхностно дышащих. Они используют мышцы спины, а брюшные мышцы, как правило, напряжены. Певцы не испытывают таких нагрузок, как легкоатлеты или танцоры. Их пульс и сердцебиение во время пения и во время отдыха отличаются слабо. Певец дышит не для того, чтобы снабдить организм кислородом, а для того, чтобы получить воздушный поток, который приведет в действие голосовые связки и сформирует чистый, открытый, громкий звук. Певец использует брюшное (абдоминальное) дыхание, при котором диафрагма работает подобно кузнечным мехам. Именно этому типу дыхания певец должен обучиться для того, чтобы петь правильно.

Когда-то я считал, что на начальном этапе обучения мужчины должны учиться у мужчины, а женщины — у женщины, так как физиология мужских и женских голосовых аппаратов отличается. У мужчин есть выступающее адамово яблоко и крепкий фальцет, которым не обладают женщины. С другой стороны, у женщин есть грудной регистр, которого нет у мужчин. Мне казалось, что ученик только выиграет, если его педагог сможет сам показать то, чему он или она обучает. С тех пор мое мнение изменилось. Теперь я полагаю, что основное требование к педагогу — умение установить контакт с учеником, сделать так, чтобы тот чувствовал себя раскованно, и провести его через все этапы «строительства» открытого, свободного, чистого, полноценного звука.

Самый лучший способ найти преподавателя — расспросить как можно больше хороших вокалистов об их учителях. Если имена будут повторяться, взять их на карандаш и разузнать об этих педагогах поподробнее. Не бойтесь задавать вопросы преподавателю. Вы не обязаны продолжать заниматься с ним, если первый урок вас не удовлетворил. Единственное, что вы должны преподавателю — это деньги.

Обычно урок вокала занимает 30 минут, которые вы потратите на упражнения и вокализы. Как правило, их исполняют на открытые гласные, так как при их артикуляции положение гортани позволяет производить наиболее наполненный звук. Разумеется, рано или поздно ученикам надоедают упражнения на гласные, и они неизбежно начинают просить преподавателя разучить с ними какое-нибудь произведение. Скорее всего, педагог предложит вам какую-нибудь итальянскую арию, что совершенно безвредно. Но если педагог предлагает вам поп-песню или какой-нибудь мюзикловый хит, вам грозит беда, потому что это уже епархия вокального репетитора. Большинство педагогов по вокалу как следует не владеют фортепиано. Многие не могут аккомпанировать и почти никто не умеет транспонировать сопровождение в другую тональность. Их знакомство с театральным репертуаром сводится к звучащим повсюду избитым лирическим хитам, так называемым стандартам. Прежде всего педагог по вокалу обращает внимание на качество звука и вокальную технику, при этом исполнительская сторона и дикция неизбежно страдают. Очень многие педагоги по вокалу убеждают своих учеников игнорировать согласные и «петь только на гласных». На уроке вокала, во время которого исполняются вокализы, это, возможно, имеет смысл, но только не на сцене. Это связано с тем, что тексты песен в мюзиклах обладают той же структурой, что и поэтические произведения. В них используется аллитерация, звукопись и разный поэтический размер. Хороший вокальный репетитор должен научить вас преодолевать трудности, связанные с дикцией.

Вокальный репетитор также должен уметь таким образом подбирать материал, чтобы он давал возможность исполнителю не только развиться как певцу, но и показать себя с лучшей стороны на прослушиваниях. Поэтому вокальный репетитор должен свободно ориентироваться в музыкальном театре — от самых ранних шоу до последних новинок, отражающих различные музыкальные стили — от оперетты до рока.

Вокальный репетитор должен иметь опыт работы дирижером или музыкальным руководителем какой-нибудь офф-бродвейской постановки, летних сезонов или театра-ресторана.

Не обязательно, чтобы он сам был отличным певцом. Он должен хорошо понимать природу вокала, знать, где образуется звук и как с помощью правильной фразировки (и музыкальной, и смысловой) использовать голос наилучшим образом.

Вокальный репетитор также должен уметь научить своего подопечного правильно и уместно двигаться во время песни и знать, куда девать руки и глаза. Одним словом, репетитор должен научить вас как «сыграть» песню.

Как же найти и выбрать вокального репетира? Вот небольшое руководство к действию.

1. Расспросите добившихся успеха исполнителей о том, с кем они занимались.

2. Разузнайте о подготовке своего предполагаемого репетитора. Если он специализируется в области джаза и клубной музыки, он, возможно, не будет достаточно осведомлен относительно специфики музыкального театра. Если он работал с певцами, использующими микрофон, он, возможно, не будет знать, как научить исполнителя петь вживую, с подачей, характерной для немикрофонного пения, которое и требуется на прослушиваниях.

3. Найдите педагога, который удовлетворял бы вас в качестве аккомпаниатора. Может ли он аккомпанировать вам на прослушивании или транспонировать? Скорее всего, на прослушивании продюсерская компания предложит вам собственного аккомпаниатора. Тогда в вашем распоряжении должны быть ноты в удобной для вас тональности. Способен ли ваш репетитор транспонировать их для вас?

4. Убедитесь, что ваш репетитор знаком с музыкальным театром и может подобрать для ваших прослушиваний подходящий и в то же время неизбитый репертуар.

5. Ваш репетитор должен также уметь поставить ваш номер, чтобы он выглядел не просто концертным исполнением песни, а небольшим спектаклем. Он должен уметь научить вас правильно пользоваться взглядом и жестами, а также двигаться.

6. Попросите вашего вокального педагога порекомендовать вам хорошего репетитора.

Будьте готовы готовы к тому, что за час занятий у репетитора вы заплатите столько же, сколько за полчаса у педагога по вокалу. Стоимость уроков может быть самой разной. Как правило, такие уроки полностью оправдывают затраты, поэтому стоит расстаться с лишними пятью или десятью долларами ради занятий с хорошим педагогом.