Лавуа, Даниэль (Lavoie, Daniel) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Вера Машевская, Наталья Карпова

Лавуа, Даниэль

Lavoie, Daniel

1949

Профессия певец

Даниэль Лавуа (настоящее имя — Жеральд) родился 17 марта 1949 года в селении Дюнреа (240 км на юго-запад от Виннипега, провинция Манитоба) в семье коммерсанта. Мать Даниэля — страстная поклонница классической музыки, открыла сыну мир оперного пения, когда тому было всего три года. С раннего детства Даниэль стал учиться игре на фортепиано у монахинь в своей деревне. Несмотря то, что мать поощряла его увлечение музыкой, она лелеяла мечту видеть своего сына священником. Забегая вперед, скажем, что священником Даниэль стал — на сцене. В жизни же он получил традиционное для Канады образование в колледже иезуитов в Сан-Бонифасе, культурном центре франкофонной Канады.

Даниэлю было 18 лет, когда он узнал, что Радио-Канада и передача «Молодость обязывает» проводит в Манитобе конкурс песни. Так случилось, что в номинации «автор-исполнитель» никто не был представлен; Даниэль сказал себе: «Сейчас или никогда». Он написал свою первую песню и на следующий день стал победителем конкурса.

Мечты стать мессионером или врачом, которые занимали его мысли раньше, остались позади. Даниэль выбрал свой путь и обратился к популярной музыке. Можно было бы подумать, что это произошло в одночастье, но это не так. Он продолжал свою учебу в университете, а после заниятий шел к друзьям, чтобы вместе заниматься музыкой. Даниэль вспоминал об этом времени так: «У меня было много амбиций, и ничто не казалось мне слишком прекрасным». Наконец во время сдачи последних экзаменов он узнал, что его друзья организовали свою группу и отправляются в турне по Квебеку. Он бросил все, чтобы уехать с ними.

Весь 1970 год труппа Dieu de l’amour vous aime («Бог любви вас любит») колесит по Квебеку. Это было турне без будущего, но, когда друзья вернулись в Манитобу, Даниэль решил продолжить заниматься музыкой. Он путешествует по миру, играет в барах и кафе, пишет песни. В 1975 году выходит его первый альбом A court term. Альбом не имел коммерческого успеха, но одна из песен этого альбома — J’ai quitte mon ile («Я покинул мой остров») — спустя десять лет стала хитом в Бразилии, Португалии, Греции.

В 1976 году, после не самого удачного турне по Квебеку, Даниэль устроился в Босе. Он жил в заброшенной школе — косил траву, рубил деревья и торговал лесом, но все это время помнил о музыке. Своим друзьям он писал:"Я спокойно работаю над новым альбомом. Я наслаждаюсь течением дней и самой жизни«. Имненно здесь он сочинил песню «Колыбельная для льва» (Berceuse pour un lion). Диск с одноименным названием позволил ему в 1977 году наконец выйти из тени. Даниэля Лавуа открыла для себя критика, хвалебные статьи заполнили прессу, его песни не сходили с радиодорожек. Особой популярностью пользовались Dans l’temps des animaux, La verite sur la verite, Berceuse pour un lion. Новое турне и триумф в Квебеке.

Поворотным пунктом в жизни Даниэля стал альбом «Голубая Нирвана» (Nirvana blue), вышедший в 1979 году. Этот альбом делает певца широко известным не только в Квебеке, но и в Европе. Рецензии гласили: «Нирвана» — это пример совершенства и софистической игры слов и нот. Никакой эффект — не прост. Ни одно слово — не лишнее. Ему удается заставить вас выйти из самих себя. Это подвиг, который удается очень редким артистам. Результат — три недели выступлений в театре Мон-Пти Монпарнас в Париже.

В 1980 году певец выпустил новый диск Cravings, который состоит только из песен, написанных на английском языке. На своих выступлениях на вопрос о языке Лавуа отвечал: «Сначала я писал по-французски, но однажды, услышав американские фолк-песни, я изменил язык и стиль текстов. Наконец, когда я вернулся в Квебек, я понял, что если я хочу жить здесь — я должен снова научиться писать по-французски. На это у меня ушло около двух лет. По-английски слова текут естественно, по-французски приходится обращаться совсем к другим процессам. Это было тяжело, но необходимо. Язык — не имеет значения. То, что действительно важно — так это отношения, которые возникают между словами.» За два последующих года певец выпустил два новых альбома: Aigre doux, how are you? и Tension attention. О последнем альбоме писали: «Эти песни говорят как о мечтах, так и о реальности. Лавуа составляет одновременно и необычную и болезненную картину современной реальности.». В октябре 1982 года на гала-концерте ADISQ Даниэль выиграл три наиболее желанные награды: в номинации «Песня года» — Tension attention, в номинациях «Диск года» и «Мужской исполнитель».

В 1984 году — новый альбом «Отель мечтаний» и новые представления в Квебеке, Монреале, Париже, Лионе, Тулузе. Нежный голос, блюзовые интонации, пианино, чувственный и разочарованный язык его произведений наиболее полно соответствовали новой музыкальным вкусам Квебека.

1985 год. «Они любят друг друга» (Ils s’aiment). Новая песня и новые награды. FELIX — как наиболее представленному на франкофонном рынке артисту, VICTOIRE — за лучший франкофонный альбом года Tension attention. И снова FELIX и снова VICTOIRE за новый альбом «Вид на море» (Vue sur la mer). Еще одна победа: Лайза Минелли приглашает Даниэля для участия в телепрограмме LIZA, где он исполняет две новые песни — «Никогда не бывал в Нью-Йорке» (Never been to New York) и «Кого ты любишь» (Whom do you love) из нового альбома Tips. В течение трех недель Лавуа выступает в зале Олимпия в Париже, позднее на рынке появляется видеокассета с этим выступлением (1988, VHF, 62 min.).

В сентябре этого же года он принял участие в проекте «Права человека сегодня» в поддержку международной амнистии, в котором кроме него участвовали Стинг, Ривар, Габриэль, Спрингстин, а также участвовал в благотворительном концерте в пользу голодающих в Эфиопии. Там он исполнил песню «Глаза голода» (Les Yeux de la faim). Даниель Лавуа принимал активное участие в деятельности FCAF — канадской организации по борьбе с безграмотностью, а также стал учредителем фонда по изучению и лечению подросткового диабета.

В мае 1990 года его новый альбом Long courrier оказался на первых строках рейтингов. И опять FELIX за лучший альбом в стиле поп-рок — его. Как дар почитателей в честь певца в Монреале был представлен спектакль — «Праздник Даниэля Лавуа» (La fete a Daniel Lavoie).

В 1991 году состоялся дебют Даниэля Лавуа в кино. Он снялся в фильме Жана-Пьера Лефевра «Забавное путешествие ангела» и написал к этому фильму музыку и стихи. Второй его актерской работой стала роль в рок-опере Люка Пламондона и Катрин Лара «Санд и романтики» (Sand et les romantiques), где он исполнил роль художника Эжена Делакруа.

В 1992 году вышел альбом «Здесь, в сердце» (Here in the heart), который был хорошо принят англоязычной Канадой и открыл Лавуа американский рынок. В 1994 году в Лос-Анжелесе он записывает альбом «Женщина — мужчине» («Woman to mаn»).

С 1995 года Даниэль Лавуа начал тесно сотрудничать с канадским звукозаписывающим лейблом Gestion son image. В это время вышел его новый французский альбом «Здесь» (Ici) и, наконец, в 1997 году неугомонный романтик ворвался в мир детства со своим альбомом Le Bebe dragon 1 и Le Bebe dragon 2. И вновь FELIX за лучший альбом для детей.

1998 год был для Даниэля непростым. Певец устроился в Париже и семь месяцев работал над ролью Фролло в мюзикле Люка Пламондона и Риккардо Коччианте Notre-Dame de Paris. После 15 выпущенных альбомов и миллионов проданных дисков, вполне естественным выглядело предложение Пламондона участвовать в музыкальной адаптации романа Виктора Гюго. «Я сразу же сказал себе, что это будет здорово,- вспоминал Лавуа, — у меня было одно желание сделать что-то другое, бросить новый вызов. Но, конечно же, вообразить такой успех...». Первоначально он хотел играть священника злым, что совсем не соответсвовало его собственному характеру. Но любой актер скажет вам, что играть зло — мало радости. Постепенно, спустя какое-то время его отношение изменилось: «В конце концов это не так забавно, как я ожидал. Это очень изматывало меня, потому что это тяжелая ноша. Я не знал, что роль может поглотить вас и актер становится инструментом своего персонажа.» Что бы этого избегнуть, он очень много размышлял над своими отношениями с Фролло, пока, наконец, последний не стал его собственным творением: «Это патетично и драматично. Он (Фролло) воспитал Квазимодо, дал ему свою любовь, а значит в нем не только зло. Просто-напросто он не смог контролировать страсть к Эсмеральде, которая его и губит.»

После триумфа во Франции, мюзикл «Собор Парижской Богоматери» был поставлен и в Англии, где Даниэль Лавуа также некоторое время исполнял роль Клода Фролло в основном составе. Именно в Лондоне Коччианте предложил Даниэлю послушать первые музыкальные отрывки будущего мюзикла «Маленький принц» (Le Petit Prince), созданного в сотрудничестве с либреттисткой Элизабет Анаи (Élisabeth Anaïs) по одноименной книге Антуана де Сент-Экзюпери. Лавуа была предложена одна из главных ролей — роль Летчика. По собственным словам актера, вначале он и не предполагал, что подобное произведение может быть адаптировано для музыкального театра, однако, ознакомившись с предложенным материалом, он увидел, что песни придали «Маленькому принцу» совершенно «новое измерение».

Даниэль Лавуа исполняет роль Летчика в этом новом спектакле начиная с 1 октября 2002 года. Аудиозапись мюзикла «Маленький принц» поступила в продажу задолго до премьеры, 17 июня 2002 года. Партнером Лавуа в этом спектакле, исполнителем заглавной роли, стал тринадцатилетний Джефф, до этого певший в хоре Лионской Оперы.