Куаст, Филип (Quast, Philip) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова

Куаст, Филип

Quast, Philip

1957

Профессия актер

Добросовестно изложенная, биография Филипа Куаста выглядела бы как бесконечный перечень ролей, исполненных им в драматическом театре и в музыкальном театре, в кино и на телевидении, причем большинство названий этих спектаклей, фильмов и сериалов российскому зрителю ничего не скажут. Как это часто бывает, по-настоящему широкую известность ему принесла одна роль — роль инспектора Жавера в мюзикле А. Бублиля и К.-М. Шонберга «Отверженные» (Les Miserables).

Потомок немцев, шотландцев и валлийцев, Филип Куаст родился в 1957 году в округе Тэмуорт (Tamworth) австралийской провинции Новый Южный Уэльс, где его родители держали индюшачью ферму. Кроме Филипа, в семье было еще два ребенка — его брат и сестра. Во времена его детства Тэмуорт был настоящей сельской глушью, в школе все предметы преподавал один-единственный учитель, и в свободное от работы на ферме время мальчик был предоставлен сам себе, охоте на лис в окрестных холмах, своим мечтам и мыслям.

Высшее образование Филип Куаст получил в Государственном Институте Драматических Искусств Австралии (NIDA), который окончил в 1979 году. По его собственному свидетельству, он начал свою артистическую карьеру в 1980 г на фестивале в г. Аделаида в роли Адама (причем в его же костюме). Одна из первых серьезных работ Филипа Куаста в музыкальном театре — роль Кандида в мюзикле Леонарда Бенрстайна «Кандид» (1956), восстановленном в Сиднее, в театре Нимрод в 1982 году. Среди прочих его работ восьмидесятых годов — «Трехгрошовая опера», «Как вам это понравится», «Перикл» и другие.

В 1987 году для актера началась эпоха «Отверженных». Филип Куаст полагает, что ему удалось получить роль Жавера исключительно благодаря режиссерской интуиции Тревора Нанна — настолько все, что Куаст исполнял прежде, отличалось от того, что требовал этот мюзикл. Актер пришел на прослушивание в надежде войти в хор — не только не ознакомившись либретто, не слышав музыки, но даже не умея читать ноты; когда ему предложили спеть какую-нибудь песню из мюзикла, он чуть было не ушел. Однако был очень дальновидно возвращен самим Клодом-Мишелем Шонбергом. Каково же было удивление Куаста, когда оказалось, что его собираются прослушивать как претендента на одну из главных ролей шоу! «Кастинг, выбор актеров — это все», — говорил позже актер, — «Когда режиссер подбирает актеров, он должен идти на риск. Часто режиссер этого не делает, и роль дается наиболее очевидному претенденту на нее. Мне эту роль не дал бы никто, а Тревор — дал, и тем самым оказал мне кредит доверия». Тревору Нанну не пришлось разочароваться в своем выборе; известны его слова о том, что Филип Куаст — «просто самый лучший Жавер в мире». При этом следует учесть, что после Государственного Института Драматических Искусств Австралии (NIDA), Куаст нигде не учился вокалу. На третьем курсе у него была возможность отправиться учиться в Германию, в институт Гете, но в то время будущий актер как раз посетил несколько опер и пришел к заключению, что карьера оперного певца — это «совершенно не для него».

Чуть ли не сразу после премьеры мюзикла в 1987 году, Филип Куаст был назван Исполнителем года (в музыкальном театре) самим Сиднейским Обществом Критиков, а в 1998 г Камерон Макинтош без колебаний выбрал именно его для записи интернационального состава «Отверженных» (в записи этого альбома принимали участие также соотечественники Куаста — Дебби Байрн (Debbie Byrne, Фантина) и Энтони Уорлоу (Anthony Warlow, Анжольрас)).

О роли Жавера Филип высказывался так: «Я полагаю, что самое важное в мюзикле — это охота на Вальжана. Я вижу Жавера персонажем в духе Яго или Мефистофеля... это по-настоящему значительный характер». В его исполнении хрестоматийный «злодей» приобретает почти романтические черты и начинает внушать зрителю симпатию, а его самоубийство становится настоящей кульминацией спектакля. Его игра была настолько удачной, что в 1988 году актер был приглашен исполнять Жавера в Уэст-Энде.

К тому моменту, как Филип Куаст вошел в состав лондонской труппы «Отверженных», спектакль шел там уже около четырех лет, и, естественно, в ходе представлений сформировались определенные стереотипы. Версия, шедшая в Лондоне, сильно отличалась от австралийской версии, несмотря на то, что режиссером в обоих случаях был тот же Тревор Нанн. Куасту пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем ему удалось настоять на своей трактовке роли. Как он говорил в одном интервью: «Временами дело чуть не доходило до драки» — Буквально? — «Да, на каком-то этапе. Сейчас мы — добрые друзья и вместе смеемся над этим.» — Кто же был вашим оппонентом? — «Конечно, Вальжан, человек, за которым я охотился».

Всего Филип Куаст исполнял роль Жавера в течении двух с половиной лет (более 400 выступлений). Он покинул труппу мюзикла «Отверженные» в декабре 1989 года, а произошло это так: однажды осенью 1989 года в гримерной Куаста в лондонском Palace Theatre, где представляли «Отверженных», зазвонил телефон: «Филип? Это Стивен Сондхайм...» От неожиданности Куаст даже выронил трубку: «Прошу прощения, мистер Сондхайм.» Великий маэстро пояснил, что слышал его на прослушивании, и поинтересовался, не возьмется ли Куаст за одну «чертовски трудную роль»... Речь шла о роли Джорджа в мюзикле Сондхайма «Sunday In the Park With George». В 1990 году за исполнение этой роли Куасту был присуждена награда имени Лоуренса Оливье. После этого актер продолжал работать в Англии еще некоторое время и принял участие в спектаклях «Охота на Снарка» (по поэме Л. Кэрролла) и «Св. Жанна» (Б. Шоу).

Не оставляя работу в RSC (Королевская Шекспировская Компания), Филип Куаст продолжал играть и в Австралии: в 1993 году в пьесе «Кориолан» и мюзикле С. Сондхайма «Into the Woods» (в роли Волка / Принца Золушки) и в 1995 году в мюзикле «Таинственный сад» («Secret Garden» в роли д-ра Невилла Крейвена). Последняя роль принесла ему вторую награду Сиднейского Общества Критиков и две награды Мо. Исполнителем главной роли — Арчибальда Крейвена — был Энтони Уорлоу, сиднейский Анжольрас.

В октябре этого же 1995 года Филип Куаст еще раз исполнил роль Жавера, приняв участие в юбилейном концерте, посвященном десятилетию мюзикла «Отверженные», который состоялся в Королевском Альберт Холле. Вместе с Куастом в «Звездной состав» («Dream Cast») вошли Джуди Кун, Ли Салонга, Колм Уилкинсон, Майкл Болл и другие. Последний раз эту роль Филип Куаст исполнил в 1998 году в концерте «Hey, Mr. Producer!», устроенном в честь продюсера Камерона Макинтоша.

В RSC Куаст сыграл следующие роли: Фред / Хор («A Christmas Carol», 1994), Король Наваррский («Бесплодные усилия любви», 1995), Лодовико («Белый Дьявол», 1996 — 97), Банко («Макбет», 1996-97), Ахилл («Троил и Крессида», 1996 — 97). В том же 1997 году он исполнил роль Грэма Чендлера в новом мюзикле «The Fix» (продюсером которого был Камерон Макинтош) — и получил за это свою вторую награду Лоуренса Оливье в номинации «Лучший актер мюзикла». В 2000 году, сыграв в сиднейской постановке мюизкла «Питер Пэн» сразу две роли — капитана Крюка и мистера Дарлинга, Куаст вернулся в «Таинственный сад» в постановке RSC — на этот раз на главную роль. Его Арчибальд Крейвен одинаково тронул как критиков, так и зрителей.

Одна из последних работ Куаста в музыкальном театре — роль Эмиля де Бека в мюзикле Роджерса и Хаммерстайна «South Pacific», поставленном Королевской Шекспировской Компанией (режиссер — Тревор Нанн) в честь юбилея композиторов. Завоевав своим исполнением еще одну награду Лоуренса Оливье в номинации «Лучший актер мюзикла», Куаст стал первым, кто сумел заслужить целых три престижных награды в данной номинации.

За свою долгую актерскую карьеру Филип Куаст успел сняться во многих кино- и телефильмах, хотя удачных среди них было сравнительно мало («Emoh Ruo», «Вокруг света за восемьдесят дней» («Around the World In Eighty Days»), «На рынок, на рынок» («To market, to market»), «Наполеон»), а также в многочисленных мини-сериалах, среди которых наиболее успешными были «Проклятие Харви МакХью» («Damnation of Harvey McHugh», Австралия) и «Ультрафиолет» («Ultraviolet», Великобритания).