Линн, Джиллиан (Lynne, Gillian) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Светлана Бутовская, Наталья Карпова

Линн, Джиллиан

Lynne, Gillian

1926 - 2018

Профессия хореограф, режиссер

От большинства ее коллег Джиллиан Линн отличает то, что она выступает не только в роли хореографа, но и в роли режиссера — явление редкое для Европы, но достаточно распространенное в США; стоить вспомнить хотя бы знаменитого Боба Фосси (Bob Fosse).

Джиллиан Линн получила классическое балетное образование. В возрасте семнадцати лет она обратила на себя внимание Нинетт де Валуа (Ninette de Valois). В прошлом одна из солисток дягилевских Русских Сезонов (1923-1926), Нинетт де Валуа сыграла ключевую роль в становлении классического танца в Великобритании — именно на основе балетной труппы театра Сэдлерс Уэллз (Sadler’s Wells), созданной ею, был сформирован Лондонский Королевский балет. Довольно скоро Джиллиан стала исполнять в постановках Сэдлерс Уэллз ведущие партии — Фея Сирени («Спящая красавица»), повелительница виллис Мирта («Жизель»), Черная королева («Шах и мат») и др. Много лет спустя, вспоминая о Нинетт де Валуа, Линн отмечала ее высочайший профессиональный уровень и внимание к деталям.

Джиллиан работала в Королевском балете, когда танцовщик и хореограф Роберт Хелпман (Robert Helpman) пригласил ее перейти в Лондонский Палладиум. Джиллиан согласилась — ее только что не утвердили на роль, которую она мечтала получить, и такая перемена в карьере была очень кстати. Линн стала ведущей танцовщицей Палладиума и выступала в специально поставленных для нее эффектных балетных шоу, а также с сольными номерами. В это время Джиллиан начала брать уроки вокала и сценической речи, так как одних лишь навыков в области классического балета для ее нового репертуара оказалось недостаточно; танцовщица превратилась в актрису синтетического жанра. Кроме того, Линн не боялась эксперементировать и в хореографии, органично сочетая в своем творчестве самые различные танцевальные направления.

На одном из выступлений Линн оказался директор студии Warner Brothers, отвечавший за кастинг — и она была приглашена в приключенческую картину «Владетель Баллантрэ» (The Master of Ballantrae, 1953) на роль карибской красавицы с острова Тортуга. В этом проекте ее наставником в актерском мастерстве и партнером стал легендарный голливудский актер Эррол Флинн (Errol Flynn). Неудивительно, что отношения двадцатишестилетней танцовцицы и сорокавосьмилетнего актера, долгое время считавшегося секс-символом американского кино, были не только деловыми. После съемок они расстались хорошими друзьями и обменивались письмами до самой смерти Эррола Флинна в 1959 году.

Съемки в фильме «Владетель Баллантрэ» стали не только дебютом Линн-киноактрисы; именно во время работы над этой лентой она в первый раз, неожиданно для себя самой, выступила в качестве хореографа. По ее словам, она никогда не стремилась такой карьере — сама жизнь предоставила Джиллиан возможность испытать свои силы в этой области, и постепенно она убедилась, что хореография является ее подлинным призванием.

В 60-е годы Джиллиан Линн увлеклась джазовым танцем; сплав джазовых мотивов с классическими приемами и превратился впоследствии в ее визитную карточку. Результатом экспериментов Линн в этом направлении стало танцевальное шоу «Коллажи» («Collages»; на музыку британского актера и джазового музыканта Дадли Мура (Dudley Moore)). Этот проект был первым шоу подобного рода в Великобритании. После успеха «Коллажей» на Эдинбургском фестивале, Линн стала невероятно модным хореографом. Король Бродвея, продюсер Дэвид Меррик (David Merrick), который специально прилетел на фестиваль, чтобы увидеть «Коллажи», пообещал, что через год хореографию Линн увидит Нью-Йорк. Меррик сдержал свое слово. Через год в театре Шуберт открылось шоу «Рев грима, запах толпы» («The Roar of the Greasepaint the Smell of the Crowd») c Энтони Ньюли (Anthony Newley) в главной роли.

Вершиной успеха Джиллиан Линн на этом этапе стала постановка танцев в мюзикле Эндрю Ллойд-Уэббера «Кошки» (CATS), созданном на основе цикла Т. С. Элиота «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом». Когда продюсер спектакля Камерон Макинтош обратился к ней с просьбой встретиться с Ллойд-Уэббером, Линн работала над постановкой классического мюзикла Роджерса и Хаммерстайна «Оклахома!» (Oklahoma!). По дороге в Сидмонтон Линн прочитала книгу Элиота, с которой, к своему стыду, она тогде еще не была знакома. К удивлению Джиллиан, музыка Ллойд-Уэббера чрезвычайно точно отражала настроение первоисточника. В свою очередь, после разговора с Джиллиан, Ллойд-Уэббер понял, что ставить его шоу должна она и только она.

Во всех отношениях новатарская работа Джиллиан Линн в этом спектакле была отмечена наградой Лоуренса Оливье в специально созданной ради нее номинации — «Выдающееся достижение в области музыкального театра за этот год». После постановки мюзикла в Вене она также получила серебряную медаль за Заслуги перед Австрией, а потом и премию Мольера за парижскую постановку мюзикла.

Среди более чем полусотни работ Линн на Бродвее, в Уэст-Энде и во всему миру — такие знаменитые шоу, как «Кабаре» (Cabaret), «Жижи» (Gigi), «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady) и др. Для Эндрю Ллойд-Уэббера, помимо мюзикла «Кошки» (CATS), она поставила также шоу «Призрак Оперы» (The Рhantom of the Opera) и «Лики любви» (Aspects of love).

Еще с 1976 года Джиллиан Линн активно сотрудничает с Королевской Шекспировской Компанией. В разные годы она поставила там в качестве режиссера или хореографа такие спектакли и мюзиклы, как «Комедия ошибок» (The Comedy of Errors), «Бойфренд» (The Boy Friend), «Сон в летнюю ночь» (A Midsummer Night’s Dream), «Как вам это понравится» (As You Like It), «Тайный сад» (The Secret Garden) и др. В 2005 году она создала хореографию для детского мюзикла «Чух-Чух Бум-Бум» (Chitty Chitty Bang Bang). В 2006 году Линн работала над постановкой «Призрака Оперы» в Лас-Вегасе, а в 2011-м - над юбилейной концерной версией, приуроченной к 25-летию мюзикла. В 2013 году Линн выступила в роли режиссера и хореографа британской премьеры мюзикла Джерри Хермана «Дорогой мир». В 2014 году Линн участвовала в возобновлении мюзикла «Кошки» в лондонском «Палладиуме».

Среди одиннадцати художественных фильмов, в которые Линн была приглашена в качестве хореографа — киноверсии мюзиклов «Пол-Шестипенсовика» (Half a Sixpence), «Человек из Ламанчи» (Man of La Mancha) и «Йентль» (Yentl). Джиллиан неоднократно принимала участие в различных телевизионных шоу — сначала как танцовщица и актриса, позднее — как хореограф и режиссер. Она была одним из хореографов-постановщиков знаменитого телевизионного кукольного шоу Muppet Show и в 1977 году была удостоена за эту работу награды «Золотая роза Монтрё» (Golden Rose of Montreux Award). В 1988 году она получила награду Британской академии Кино и телевидения (BAFTA, The British Academy of Film and Television Arts) за телевизионную версию своего балета «Простой человек» (A Simple Man). Джиллиан поставила несколько опер, а также балетов, в том числе для труппы Большого театра — в 1998 году на благотворительном концерте в пользу Первого Московского Хосписа был исполнен ее одноактный балет «Странствие» (Journey). Профессиональная деятельность Линн тесно связана и с ее общественной работой — так, она выступила организатором и режиссером гала-представления For Dance for Life, сборы от которого были направлены в фонды по борьбе со СПИДом. В 2015 году она восстановила балет Miracle in the Gorbals, в котором танцевала во время войны, для Бирмингемского королевского балета.

В 1997 году Джиллиан была удостоена Ордена Британской Империи первой степени (CBE), а в 2001 году Королевская Академия Танца присудила Джиллиан Линн премию в честь годовщины коронации королевы Елизаветы II. В 2013 году Линн получила почетную премию «Оливье» за достижения.

В 2011 года она опубликовала книгу о своем детстве и юности — A Dancer In Wartime. А в 2014 году вышел ее DVD с упражнениями для пожилых людей. В этом же году Джиллиан была возведена в ранг почетной дамы Британской империи. 

Джиллиан дважды была замужем. Второй супруг, актер Питер  Лэнд, за которого хореограф вышла замуж в 1980 году, младше ее на 27 лет.

Джиллиан Линн скончалась 1 июня 2018 года в возрасте 92-х лет.

Мюзикл о кошках требовал совершенно особого пластического языка; в поисках вдохновения Джиллиан отправилась на Бродвей, где некоторое время посещала занятия джазовым танцем и танцем модерн.

В воссоздании на сцене истинно кошачьей грации хореографу также помогли
наблюдения за своими питомцами — котом Реттом и кошкой Скарлетт.

Зимой 2005 года Джиллиан Линн посетила Москву, где приняла участие в финальном отборе актеров в труппу российской постановки мюзикла «Кошки»