Ллойд-Уэббер, Эндрю (Lloyd-Webber, Andrew) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Майя Медкова, Влад Сапронов, Светлана Бутовская

Ллойд-Уэббер, Эндрю

Lloyd-Webber, Andrew

1948

Профессия композитор, продюсер

Историю современного музыкального театра невозможно себе представить без имени британского композитора Эндрю Ллойд-Уэббера. Автора таких произведений, как «Иисус Христос —Суперзвезда» (Jesus Christ Superstar), «Призрак Оперы» (The Phantom of the Opera«), «Кошки» (Cats) и еще больше десятка других успешных работ не зря называют «королем музыкального театра» — его роль в развитии современного мюзикла трудно переоценить.

Эндрю Ллойд-Уэббер родился 22 марта 1948 года в Лондоне, в семье профессиональных музыкантов. Его отец, Вильям Ллойд-Уэббер, был профессором теории музыки и композиции в Королевском музыкальном колледже, директором Лондонского музыкального колледжа, а также сам писал музыку для органа. Мать, Джин Ллойд-Уэббер, преподавала скрипку и фортепиано. Неудивительно, что Эндрю с раннего детства начал проявлять интерес к музыке. В три года он начал играть на скрипке, в шесть — на фортепиано и валторне. К тому времени он уже сочинял собственную музыку, это было гораздо увлекательней, чем исполнять чужую, а когда Эндрю было девять, его сочинение под названием «Сюита для игрушечного театра» было опубликовано в музыкальном журнале «Учитель музыки». Дома у Ллойд-Уэбберов постоянно звучала музыка — как классическая, так и популярная, поэтому на творчество юного композитора оказывали влияние совершенно различные музыкальные стили — ему нравились Прокофьев, Шостакович, Дворжак и Мендельсон, что однако не мешало ему быть ярым поклонником короля рок-н-ролла, идола 60-ых — Элвиса Пресли, Литл Ричарда и знаменитых Братьев Эверли. Моцарт, Бетховен и Бриттен мирно соседствовали с Роджерсом и Хаммерстайном. Знакомство с мюзиклами произвело огромное впечатление на Ллойд-Уэббера — посмотрев спектакль «Моя прекрасная леди», он даже создал домашний театр, для которого сам писал мюзиклы.

В 1956 году Эндрю поступил в Вестминстерскую школу — одну из самых старых и уважаемых школ в Лондоне. В школе Ллойд-Уэббер серьезно увлекался средневековой историей и архитектурой. Успешно закончив Вестминстер, он поступил в Магдален Колледж, Оксфорд, на историческое отделение, намереваясь стать ученым-медиевистом, специалистом по архитектуре. Но судьба распорядилась иначе.

21 апреля 1965 года Эндрю Ллойд-Уэббер получил письмо от Тимоти Майлза Биндона Райса (ныне известного широкой публике как Тим Райс) — молодого поэта, в то время работавшего в юридической фирме и страстно мечтавшего стать рок-звездой. Прослышав о том, что юному композитору требуется соавтор, умеющий писать стихи, Тим предлагал встретиться и обсудить возможность совместной работы. Так был создан один из самых талантливых и успешных творческих дуэтов в истории музыкального театра.

Эндрю взял академический отпуск, чтобы начать работать над первый совместным мюзиклом Ллойд-Уэббера — Райса. Мюзикл назывался «Такие, как мы» (The Likes of Us) и рассказывал об известном английском филантропе, докторе Томасе Барнардо, учредившем сиротские дома для бездомных детей. Однако он так и не был поставлен. Тем не менее, Эндрю принял решение не возвращаться в Оксфорд, а полностью сосредоточиться на совместной работе с Тимом Райсом и на музыкальной карьере. Для этой цели он прослушал курс оркестровки в музыкальной школе Гилдхол, а также курс композиции и дирижерования в Королевском Музыкальном Колледже.

У следующей работы Ллойд-Уэббера — Райса, кантаты «Иосиф и его чудесные разноцветные одежды» (Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat), написанной ими в 1968 году для детского хора на основе библейской истории об Иосифе и его братьях и затем поставленной в школе Колет Корт, судьба была более счастливая. «Иосиф» был записан и выпущен на пластинке, и молодых авторов заметили — продюсеры Дэвид Лэнд и Сефтон Майерс предложили Ллойд-Уэбберу и Райсу контракт, открывший им дорогу в настоящий шоу-бизнес. В 1969 году Эндрю и Тим написали мюзикл об английском короле Ричарде Львиное Сердце — он назывался «Вернись, Ричард, ты нужен своей стране» (Come Back, Richard, Your Country Needs You), но дело ограничилось лишь выпуском сингла, не имевшего успеха.

Мировую известность Эндрю Ллойд-Уэббер получил после выхода в свет в 1970 году их четвертого с Тимом Райсом совместного произведения — рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда». Заглавная песня, записанная певцом Мюрреем Хэдом (Murray Head), произвела настоящий фурор. Рок-опера о последних днях жизни Иисуса Христа вызвала множество разговоров и споров и стала культовым произведением для целого поколения, не потеряв своей актуальности и в наши дни. «Иисус Христос — Суперзвезда» был новым словом в музыкальном театре. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый принцип sung-through (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без использования не поющихся диалогов) — все это сделало рок-оперу настоящим хитом.

В 1975 году Ллойд-Уэббер пишет вместе с известным английским драматургом Аланом Эйкборном (Alan Ayckbourn) мюзикл «Дживс» по мотивам знаменитых произведений Пэлема Грэхема Вудхауза о сообразительном слуге Дживсе и его чудаковатом хозяине, аристократе Берти Вустере. Мюзикл не имел большого успеха, но его переработанная версия, вышедшая в 1996 году под названием By Jeeves, была более удачной.

В 1976 году Ллойд-Уэббер воссоединяется со своим прежним соавтором — Тимом Райсом, и они вместе создают рок-оперу «Эвита» (Evita) о жене аргентинского президента Хуана Перона Эве Перон. «Эвита» к сожалению, стала последним детищем Эндрю и Тима (если не считать мини-мюзикла «Крикет» (Cricket), написанного ими в 1986 году специально для английской королевы). Мюзикл был поставлен более чем в 20 странах и экранизирован в 1996 году. Экранизация завоевала премию «Оскар» в номинации «Лучшая песня» за номер You Must Love Me, написанный Эндрю и Тимом специально для фильма.

В 1978 году выходят «Вариации» (Variations) — произведение для виолончели с рок-оркестром, написанное Эндрю специально для своего брата Джулиана Ллойд Уэббера — известного классического виолончелиста. Позже, в 1982 году «Вариации» были включены в качестве второй, балетной части в мюзикл «Песня и танец» (Song and Dance). Первая часть представляла собой цикл песен о судьбе английской девушки в Америке и называлась «Скажи мне в воскресенье» (Tell Me On A Sunday) — это произведение Эндрю написал совместно с с поэтом Доном Блэком (Don Black) еще в 1979 году. Мюзикл представлял собой «шоу одной актрисы», и в нем в Лондоне и на Бродвее были задействованы такие прославленные певицы, как Сара Брайтман, Марти Уэбб (Marti Webb), Бернадетт Питерс (Bernadette Peters), Бетти Бакли (Betty Buckley).

В 1980 году состоялась другая знаменательная встреча- Эндрю познакомился с продюсером Камероном Макинтошем (Cameron Mackintosh). Вдвоем они открыли новую эпоху в истории музыкального театра — эпоху дорогостоящих, роскошных, высокотехнологичных, масштабных постановок с развитой индустрией продажи сопутствующих сувениров. «Кошки» (1981), «Звездный экспресс» (Starlight Express, 1984, либреттист Ричард Стилго (Richard Stilgoe)), «Призрак Оперы» (1986 год либреттист Чарльз Харт (Charles Hart)) были не только яркими, красивыми и оригинальными шоу с замечательной музыкой, но и тщательно спланированными, хорошо продуманными коммерческими проектами. Большая ставка делалась на технические спецэффекты — в «Призраке Оперы», например, на зрителей падала люстра, а в «Звездном экспрессе» все актеры были поставлены на ролики. «Кошки», танцевальное шоу на основе цикла стихов Томаса Элиота, сделало своего автора миллионером и стало самым долгоиграющим мюзиклом за всю историю существования этого жанра. «Призрак оперы», в основе которого лежит сентиментальный роман Гастона Леру, особенно полюбился зрителям и породил огромную волну «фантомомании» по всему миру.

В этот же период Эндрю сочиняет музыкальное произведение совсем другого рода — в 1985 году он пишет «Реквием», посвященный памяти его отца. Это произведение продемонстрировало, что композитор может успешно работать и в сфере классической музыки. За свой «Реквием», великолепно исполненный Плаcидо Доминго и Сарой Брайтман , Эндрю был удостоен в 1986 году награды «Грэмми» в номинации «Лучшая современная классическая композиция».

В 1989 году выходят «Лики любви» (Aspects of Love) — мюзикл о запутанных любовных отношениях, написанный по роману Дэвида Гарнетта. Либреттистами на этот раз выступили Дон Блэк и Чарльз Харт. Несмотря на слабую литературную основу и сравнительно небольшой зрительский успех, мюзикл был показан и в Лондоне, и на Бродвее.

В 1993 году Эндрю вместе с Доном Блэком и Кристофером Хэмптоном (Christopher Hampton) пишут мюзикл «Бульвар Заходящего солнца» (Sunset Boulevard), театральную адаптацию фильма Билли Уайлдера (Billy Wilder) о стареющей звезде немого кино. Мюзикл был поставлен не только в Лондоне и на Бродвее, но и в Германии, Австралии, Канаде и других странах.

В 1996 году Ллойд-Уэббер вновь возвращается к року и к теме Иисуса Христа — человек, которого принимают за Спасителя, становится главным героем его рок-мюзикла «Свистни по ветру» (Whistle Down The Wind), созданного вместе с Джимом Стейнманом (Jim Steinman), знаменитым автором песен Мит Лоуфа (Meat Loaf) и Бонни Тайлер (Bonnie Tyler). Мировая премьера мюзикла прошла в 1996 году в Вашингтоне, однако эта постановка не имела успеха и планам постановки мюзикла на Бродвее не суждено было реализоваться. В 1998 году в переработанном виде мюзикл «Свистни по ветру» был поставлен в Лондоне, где шел в течение двух лет.

2000 годом датируется следующая работа Ллойд-Уэббера — мюзикл «Прекрасная игра» (The Beautiful Game), написанный им в соавторстве с британским сценаристом и писателем Беном Элтоном (Ben Elton). «Прекрасная игра» стала для композитора отходом от традиций большого, дорогостоящего шоу, прощание с эпохой «Кошек» и «Призрака Оперы», демонстрирующее его усталость от этой формы мюзикла. В поисках новых решений он вновь обращается к камерной, более индивидуальной, личностной манере постановки спектакля. В «Прекрасной игре» нет большого оркестра и сложных декораций. Критики по достоинству оценили музыку и сюжет «Прекрасной игры» (мюзикл, действие которого разворачивается в Северной Ирландии, посвящен проблеме межнациональных и межконфессиональных конфликтов), признав спектакль «Лучшим мюзиклом 2000 года». Несмотря на это, публика неохотно посещала его, и в 2001 году мюзикл был закрыт.

На следующий год в Лондоне открылся мюзикл «Бомбей мечтает» («Bombay Dreams»), также имевший отношение к Ллойд-Уэбберу, хотя на этот раз он и не был его автором. В этой постановке Эндрю впервые выступил исключительно в качестве продюсера. Музыку к мюзиклу написал индийский композитор А. Р. Рахман (A.R. Rahman), тексты песен — Дон Блэк. Спектакль был задуман как своеобразно индийское кино на сцене и рассказывал историю превращения бедного парня в звезду Боливуда и его любви к богатой красавице.

В 2003 году в Лондоне открылась восстановленная версия мюзикла «Скажи мне в воскресенье» (Tell Me on a Sunday) с известной английской телеведущей Денис ван Оутен (Denise van Outen) в главной роли. Постановка, которую вначале намеревались снять с показа всего через несколько месяцев, вызвала большой интерес у зрителей и дважды продлевалась, а сразу после закрытия мюзикла в Лондоне в тур по Великобритании отправилась его гастрольная версия, в которой главную роль исполнила самая первая звезда этого шоу — Марти Уэбб.

В 2004 году Эндрю Ллойд-Уэббер представил две мировых премьеры — новый мюзикл «Женщина в белом» (The Woman in White) и долгожданную киноверсию мюзикла «Призрак Оперы».

Экранизировать свою версию истории о Призраке оперы композитор намеревался еще в 1988 году. В ролях Кристины и Призрака планировалось снимать Сару Брайтман и Майкла Кроуфорда. Последующий развод Ллойд-Уэббера с Сарой Брайтман, казалось, поставил крест на этих планах. Однако Эндрю до самого последнего времени не забывал об этой идее. В период своего сотрудничества с Беном Элтоном над мюзиклом «Прекрасная игра» драматургом по просьбе Ллойд-Уэббера был написан также сценарий для фильма. В 2002 году Эндрю пригласил режиссера Джоеля Шумахера (Joel Schumacher) для работы над экранизацией. Шумахер совместно с Ллойд-Уэббером сочинили новый сценарий и начали подбор актеров. Перед ними стояла непростая задача. По настоянию режиссера все актеры в фильме должны были быть молоды и сексуальны, а требованием Ллойд-Уэббера было то, что исполнители должны петь своими голосами. В результате на главные роли были приглашены молодые и сравнительно малоизвестные актеры Жерар Батлер (Jerard Butler; Призрак), Эмми Россам (Emmy Rossum; Кристина), Патрик Уилсон (Patrick Wilson; Рауль) и др., из которых только Патрик Уилсон являлся профессиональным вокалистом. Специально для фильма композитор написал новую песню Learn to Be Lonely. Мировая премьера фильма состоялась в Лондоне 24 декабря 2004 года. Картина номинирована на соискание трех премий «Золотой глобус», ожидается также ее выдвижение на премию «Оскар».

Мюзикл «Женщина в белом» был также представлен публике в 2004 году. Его идея была подсказана Ллойд-Уэбберу на телепередаче, в которой он участвовал вскоре после закрытия «Прекрасной игры». Одноименный роман Уилки Коллинза привлек его внимание романтичностью сюжета, детективной фабулой и интересными персонажами. Над созданием мюзикла работали либреттист Дэвид Зиппель (David Zippel),  сценаристка Шарлотта Джонс(Charlotte Jones) и режиссер Тревор Нанн (Trevor Nunn). Продюсером, вопреки устоявшейся практике, на этот раз выступила компания, не имеющая отношения к Ллойд-Уэбберу — Sonia Friedman Productions. В оригинальном лондонском составе мюзикла задействованы такие звезды, как Мария Фридман и Майкл Кроуфорд. Спектакль был встречен противоречивыми оценками критиков, однако публики оказалась более благосклонна. Спустя менее чем два месяца после премьеры в Лондоне было решено показать мюзикл на Бродвее, что стало самым быстрым переносом крупного мюзикла из Лондона на Бродвей. Мюзикл «Женщина в белом» продолжает идти в Лондоне, а его бродвейская премьера cостоялась 10 ноября 2005 года.

В последние годы композитор не раз доказывал, что его рано списывать со счетов. Он заинтересовался телевидением и провел несколько успешных реалити-шоу по поиску звезд в свои проекты. Начало положил цикл передач How do you solve the problem like Maria? (2006), в котором по всей Великобритании разыскивали исполнительницу главной роли в продюссируемой Ллойд-Уэббером постановке мюзикла «Звуки музыки». Победительницей стала молодая актриса Конни Фишер (Connie Fisher).

Эндрю Ллойд-Уэббер также взялся за отбор британского исполнителя для участия в конкурсе песни «Евровидение —2009». Поиск кандидата от Великобритании проходил в полюбившемся композитору формате реалити-шоу, на этот раз озаглавленном «Your Country Needs You» («Твоя страна нуждается в тебе»). Победительницей конкурса, показанного телеканалу BBC One в начале 2009 года, стала молодая певица Джейд Ивен (Jade Ewen). Она и оправилась в Москву, принимавшую «Евровидение», исполнять написанную Ллойд-Уэббером песню It’s my Time Несмотря на присутствие самого автора, который аккомпанировал своей протеже на рояле во время ее конкурсного выступления, композиция заняла только 5 место.

Впрочем, увлеченный телевидением композитор не забрасывает и свои театральные проекты — 15 декабря 2008 года на Вест-Энде открылась новая постановка мюзикла «Бульвар Заходящего Солнца (Sunset Boulevard)». На сцену лондонского Comedy Theatre был перенесен спектакль, представленный летом 2008 года в театре Watermill британского города Ньюбери.

В конце 2008 на сцене Кеннеди-Центра в Нью-Йорке прошли концерты, озаглавленные The Music of Andrew Lloyd Webber. Программа, которая уже демонстрировалась несколько лет тому назад, была представлена публике в обновленном виде. В 2009 году композитор собирается осуществить постановку классического мюзикла «Хэлло, Долли» (Hello, Dolly) с Конни Фишер в главной роли.

В то же время Ллойд-Уэббер оставил идею написать мюзикл по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». «Я не смог найти еще кого-то, кто бы увидел в нем то, что увидел я». Композитор также признал, что возникли проблемы с сюжетом, поскольку у романа неясный финал.

Зато недавно Лорд Ллойд-Уэббер дал зеленый свет другому амбициозному проекту — сиквелу своего блокбастера «Призрак Оперы». Еще конце 90-х он приступил к работе над либретто вместе с британским автором детективных триллеров Фредериком Форсайтом (Frederick Forsyth), и даже написал песню The Heart Is Slow To Learn которая в последствии вошла в партитуру мюзикла «Прекрасная игра». Однако когда стало ясно, что придуманная соавторами история с трудом может быть воплощена на сцене, композитор решил отложить проект. В 1999 году Форсайт, с благословения композитора, выпустил в свет книгу «Призрак Манхэттена» (The Phantom of Manhattan).

В 2007 году Бен Элтон предложил Ллойд-Уэбберу свой вариант либретто, основанный на идеях Ллойд-Уэббера и Форсайта, и композитор решил снова вернуться к проекту. В июле 2008 года на ежегодном фестивале, который композитор проводит в своем поместье Сидмонтон (Sydmonton Festival), был представлен первый акт мюзикла «Phantom: Once Upon Another Time». Автором песенных текстов стал Гленн Слейтер (Glenn Slater).

События мюзикла Love Never Dies развиваются через 10 лет после исчезновения Эрика из подвала Парижской Оперы. Кристина принимает анонимное приглашение выступить в Нью-Йорке, на Кони-Айленде, в новом парке развлечений под названием «Фантазма». Вместе со своим мужем Раулем и сыном она отправляется за океан, где довольно быстро раскрывается личность таинственного импресарио.

Первоначально Эндрю Ллойд-Уэббер планировал устроить тройную премьеру мюзикла одновременно в Лондоне, Нью-Йорке и в Шанхае, однако в последствии от этой амбициозной идеи пришлось отказаться, и ограничиться премьерой на Вест-Энде. Премьера нового мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера «Любовь никогда не умирает» (Love Never Dies), в котором рассказывается продолжение истории Призрака Оперы, пройдет 9 марта 2010 года в вест-эндском театре «Адельфи» (Adelphi). На Бродвее спектакль откроется 11 ноября 2010 года, а годом позже состоится австралийская премьера.

Гениальность Эндрю Ллойд-Уэббера проявляется в его удивительной способности свободно обращаться с различными музыкальными стилями: он соединяет рок и классику, с одинаковой легкостью пародирует оперетту, рок-н-ролл и даже новомодный рэп, он всегда современен и при этом обладает собственным оригинальным стилем. Его дар талантливого мелодиста дополняется умением самостоятельно создавать сложнейшие оркестровки для своих вещей (чем в наше время может похвастаться редкий композитор), а также уникальным театральным «чутьем».

Эндрю Ллойд-Уэббер живет в своем поместье Сидмонтон, в Хэмпшире. С 1976 года он проводит в Сидмонтоне ежегодные фестивали, на которых представляет на суд общественности свои новые произведения перед тем как ставить их в театре. Эндрю удачлив не только в композиторской, но и в финансовой деятельности (что резко увеличивает число его завистников) — он возглавляет компанию Really Useful Group («Действительно полезная компания»), созданную им в 1977 году и призванную представлять его интересы. Помимо этого, компания занимается продюсерской деятельностью. В 2000-ом году Really Useful Group приобрела компанию Stoll Moss, благодаря чему Эндрю теперь является владельцем десяти с лишним театров Вест-Энда.

Эндрю Ллойд-Уэббер является обладателем семи наград «Тони», трех «Грэмми», пяти наград Лоуренса Оливье, «Золотого Глобуса», «Оскара», награды Общества Критиков за лучший мюзикл 2000 года, а также многих других. В 1992 году Эндрю был посвящен в рыцари за заслуги перед родиной и стал именоваться сэром Ллойд-Уэббером, а в 1997 году получил статус лорда и дефис в фамилию. Теперь он именуется лордом Ллойд-Уэббером, бароном Сидмонтонским.

Композитор состоит в третьем браке: в первый раз он был женат на Саре Тюдор Хьюджил, родившей ему двоих детей, во второй раз — на певице Саре Брайтман, сейчас Ллойд-Уэббер женат на Мэдлин Астрид Гордон, у них трое детей.

Ллойд-Уэббер собирает картины прерафаэлитов, а также картины их заклятых врагов, держит лошадей, хранит в погребе хорошее вино, регулярно сочиняет ресторанные колонки и придумывает настольные игры, в которые играет с собственными детьми.

Произведения Эндрю Ллойд-Уэббера

«Золушка на бобовом стебле (и еще черт знает где!)»
«Полнейший хаос или Нет джинсов для Венеры»
другое название — «Качели Сократа или Любовники и друзья»
«Валяй дурака»
все три вещи написаны во время обучения в Вестминстере для школьных мероприятий

«Такие, как мы» (The Likes of Us, 1965)
«Иосиф и его чудесные разноцветные одежды» («Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat», 1968)
«Вернись, Ричард — ты нужен своей стране» («Come Back Richard, Your Country Needs You», 1969)
«Иисус Христос — Суперзвезда» (Jesus Christ Superstar, 1970)
«Дживс»/«По мотивам Дживса» (Jeeves, 1975 год; By Jeeves, 1984)
«Эвита» (Evita, 1976)
«Вариации» (Variations, 1978)
«Скажи мне в воскресенье» (Tell Me on a Sunday, 1982), позже объединен с «Вариациями» в мюзикл «Песня и танец» (Song & Dance)
«Кошки» (Cats, 1981)
«Звездный экспресс» (Starlight Express, 1984)
«Реквием» (Requiem, 1984)
«Призрак Оперы» (The Phantom of the Opera, 1986)
«Крикет» (1986)
«Лики любви» (Aspects of Love, 1989)
«Бульвар Заходящего Солнца» (Sunset Boulevard, 1993)
«Свистни по ветру» (Whistle Down the Wind, 1996)
«Прекрасная игра» (The Beautiful Game, 2000)
«Женшина в белом» (The Woman in White, 2004)
«Любовь никогда не умрет» (Love Never Dies, 2009)
«Стивен Уорд» (Stephen Ward the Musical, 2013)
«Школа рока» (School of Rock, 2015)

Экранизации мюзиклов Эндрю Ллойд-Уэббера

«Иисус Христос — Суперзвезда» (Jesus Christ Superstar, 1972). Режиссер Норман Джуисон, в ролях Тед Нили, Ивон Эллиман, Карл Андерсон.
«Эвита» (Evita, 1996). Режиссер Алан Паркер, в ролях Мадонна, Антонио Бандерас, Джонатан Прайс.
«Призрак Оперы» (The Phantom of the Opera, 2004). Режиссер Джоэль Шумахер, в ролях Джерард Батлер, Эмми Россам, Патрик Уилсон, Минни Драйвер

Видеоверсии мюзиклов Эндрю Ллойд-Уэббера

«Кошки» (Cats, 1998)
«Иосиф и его чудесные разноцветные одежды» (Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat, 1999)
«Иисус Христос — Суперзвезда» (Jesus Christ Superstar», 2000)
«По мотивам Дживса» (By Jeeves, 2001)
«Любовь никогда не умрет» (Love Never Dies, 2012)