Mackintosh, Cameron (Макинтош, Камерон) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Десислава Медкова

Mackintosh, Cameron

Макинтош, Камерон

1946

Профессия продюсер

Камерон Макинтош — самый известный и успешный продюсер музыкального театра Великобритании. На его счету — постановка более 30 мюзиклов. Он владеет семью лондонскими театрами и является третьим из самых богатых людей шоу-бизнеса Великобритании (капитал Макинтоша оценивается в 360 миллионов фунтов стерлингов — на 10 миллионов больше, чем у Ллойд-Уэббера). Однако не только прибыль была и будет двигателем всех начинаний Камерона. Он не раз говорил, что на первом месте стоит процесс создания шоу. «Для меня важно довести его до премьерного показа, а если спектакль получает мировое признание, то это всего лишь приятное дополнение».

Макинтош сумел сделать из мюзикла настоящее коммерческое предприятие: ввел в моду сопутствующие постановке сувениры (майки, кепки, кружки, значки, постеры с символикой мюзикла), приносящие огромный доход постановщикам и огромное удовольствие фанатам. Благодаря этому доходы спектаклей возросли, что позволило делать роскошные современные декорации и более зрелищные постановки.

Камерон Энтони Макинтош родился 17 октября 1946 года в Хертфордшире. Он был старшим из трех сыновей. Его отец, Ян Макинтош, наполовину шотландец, торговал лесоматериалами, а в свободное от работы время играл на трубе в группе «Троглодиты» под псевдонимом Спайк. Мать Макинтоша Диана была наполовину француженкой, наполовину мальтийкой.

Когда Камерону было восемь лет, произошло событие, определившее всю его дальнейшую жизнь,- он впервые увидел мюзикл. Это был спектакль Джулиана Слейда «Дни юности» (Salad Days), на который мальчика привела его тетя. Именно тогда Камерон решил, какую профессию изберет в будущем — он станет продюсером музыкального театра. Уже в детстве у Макинтоша был собственный театр — кукольный, для которого он сам писал сценарии, а фигурки передвигал его младший брат Роберт.

После окончания школы Камерон попытался стать актером, поступив в Центральную драматическую школу Лондона, но вскоре ее оставил, так как там его принуждали изучать историю древнегреческого театра, в то время как ему была интересна не теория, а практика.

В восемнадцать лет Макинтош устроился работником сцены в спектакль «Камелот» за семь фунтов в неделю. Еще семь фунтов он получал за уборку зала после спектакля. Хотя зарплата Камерона была небольшой, он с самого начала своей карьеры заботился о своем имидже: держал двухкомнатную квартиру в престижном районе Лондона, на работу ездил только на такси, его одежда всегда была безупречна. Именно в это время Камерон подружился с одним из авторов «Камелота» либреттистом Аланом Джей Лернером. В двадцать два года Макинтош, работая над рекламной кампанией рок-оперы «Волосы» (Hair), придумал новый способ привлечения аудитории: он предложил продавать билет на спектакль вместе с железнодорожным билетом.

В 1969 году состоялась премьера первого шоу Камерона Макинтоша. Он возобновил мюзикл Кола Портера «Все подойдет» (Anything Goes) в театре «Кентон», но постановка провалилась и закрылась через две недели после премьеры. В 1970 году Макинтоша ожидал очередной провал: театральная версия популярного радио шоу «Долины» («The Dales») не продержалась долго на сцене, а у Камерона после закрытия постановки остался долг в 15 тысяч фунтов Национальному Вестминстерскому банку.

Молодой продюсер изменил подход к постановкам: в 1973 году он поставил не очередную версию старого мюзикла, а новый музыкальный спектакль «Карта» («The Card», музыка Тони Хетча (Tony Hatch) и слова Джоан Хиксон (Joan Hickson)), но и это не принесло ему денег и славы. Спектакль продержался всего шесть месяцев. Только в 1976 году он добился успеха, выступив продюсером мюзикла Сондхейма «Бок о бок» (Side By Side). Постановка выдержала 781 представление, прибыль была колоссальная: инвестиции составили 6 тысяч фунтов, а доход — 100 тысяч фунтов. В 1976 году последовала еще одна успешная постановка — возобновленный мюзикл «Оливер!» (Oliver!), мюзикл Лайонела Барта по мотивам романа Диккенса «Оливер Твист». Затем под руководством Макинтоша были поставлены шоу «Госдпелл» (Godspell) Стивена Шварца и возобновленные версии мюзиклов «Оклахома!» (Oklahoma!) Роджерса и Хаммерстайна и «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady) Лернера и Лоу.

Переломным моментом в жизни продюсера стала встреча с композитором Эндрю Ллойд-Уэббером. Однако самое знакомство, которое произошло в 1978 году, не предвещало ничего хорошего. Макинтош занимался организацией церемонии награждения премией Совета театров Уэст-Энда в «Королевском кафе», а рок-опера «Эвита» (Evita) Эндрю Ллойд-Уэббера была признана Советом театров лучшим мюзиклом года, поэтому на церемонии должна была прозвучать ария «Не плачь по мне, Аргентина». Камерон столкнулся с техническими сложностями, и композитора не удовлетворило звучание его музыки, о чем он не преминул сообщить Макинтошу. Подвыпивший с горя продюсер был готов полезть в драку, но, к счастью, удержался.

В 1980 году Ллойд-Уэббер вспомнил об этой встрече и предложил Камерону Макинтошу стать продюсером его нового мюзикла «Кошки» (CATS), который впоследствии принес его создателям не только баснословную прибыль, но и мировую известность. Одновременно с «Кошками» продюсер работал над мюзиклом Тома Лерера «Дурачество» (Tomfoolery). Камерон Макинтош сотрудничал с Ллойд-Уэббером несколько раз: в 1982 году Камерон был продюсером его мюзикла «Песня и танец» (Song and Dance), а в 1986 году — мюзикла «Призрак оперы» (The Phantom of the Opera). В 1983 году он работал с бывшим соавтором Эндрю Ллойд-Уэббера Тимом Райсом над его мюзиклом «Блондель» (Blondel, композитор — Стивен Оливер), который продержался всего три недели. Трижды Камерон выступил продюсером мюзиклов Клода-Мишеля Шонберга и Алена Бублиля: «Отверженные» (Les Miserables) в 1985 году, «Мисс Сайгон» (Miss Saigon) в 1989 году и «Мартин Герр» (Martin Guerre) в 1996 году. В 1990 году Макинтош основал в Оксфорде кафедру современного театрального дела.

В 1998 году в честь тридцатилетия продюсерской деятельности Макинтоша было устроено грандиозное представление, в которое вошли фрагменты поставленных им шоу. Концерт, на котором в числе прочих гостей присутствовала сама королева Елизавета II и герцог Эдинбургский, вела Джули Эндрюс, актриса, известная российскому зрителю по музыкальному фильму «Звуки музыки» (The Sound of Music); среди пришедших поздравить Макинтоша были такие звезды музыкального театра, как Элейн Пейдж, Колм Уилкинсон, Майкл Болл, Леа Салонга, Джонатан Прайс, Бернадетт Питерс и другие, а главным хитом стало выступление Стивена Сондхaйма и Эндрю Ллойд-Уэббера, которые в честь юбиляра сыграли в четыре руки и спели пародию на песни «Выпускайте клоунов» (Send In The Clowns) и «Музыка ночи» (Music Of The Night). Камерон также решил поучаствовать в действе и исполнил строчку из мюзикла «Дни юности», который в свое время и подвиг его избрать карьеру продюсера музыкального театра.

В начале 2000-х сэр Камерон Макинтош заявлил, что пришло время уступить дорогу молодому поколению продюсеров. Возможно, это было связано с неуспехом его последних проектов. Его экстравагантная постановка «Лебединого озера», где все роли исполняли мужчины, с треском провалилась. Мюзикл «Истквикские ведьмы» (The Witches of Eastwick), еще одно шоу Макинтоша, закрылся в Лондоне в октябре 2001 года, выдержав 504 представления; в ноябре 2002 года это шоу открылось и в России, однако его жизнь на московской сцене оказалась также непродолжительной. В мае 2002 года состоялось последнее представление лондонской версии мюзикла «Кошки», а в мае 2003 — бродвейской версии мюзикла «Отверженные». Тем не менее, мистер продюсер по-прежнему на коне. Возобновленная Макинтошем в 2001 году постановка мюзикла «Моя прекрасная леди» получила пять премий Лоуренса Оливье (в том числе в номинациях «Лучший мюзикл» и «Лучшая хореография»); в феврале 2002 года в Нью-Йорке открылась «Оклахома!». Кроме того, тот же 2002 год был отмечен сразу несколькими премьерами мюзикла «Отверженные» — в том числе в Китае, где это шоу стало первым показанным там западным мюзиклом.

Через два года Камерон Макинтош снова подтвердил свою репутацию самого успешного британского продюсера: в декабре 2004 года открылся его мюзикл «Мэри Поппинс», основанный на одноименной книге Памелы Треверс и популярной экранизации, созданной компанией Дисней в 1964 году. Этот фильм с Джули Эндрюс в роли идеальной няни неизменно входит в десятку самых любимых музыкальных картин вот уже несколько десятилетий, поэтому не удивительно, что и сценическое воплощение оказалось невероятно успешным.

На сегодняшний день Камерон Макинтош владеет 8 театрами Вест-Энда — театрами Королевы (The Queen’s), Гилгуда (The Gielgud), принца Уэльского (The Prince of Wales), Олбери (The Albery), Уиндэм (Wyndham’s), Стрэнд (The Strand) и принца Эдварда (The Prince Edward). За заслуги перед Британским театром в 1996 году его посвятили в рыцари. Макинтош также является почетным доктором драмы Королевской Шотландской Академии Музыки и Драмы в Глазго (с 1998 года) и обладателем наград Ричарда Роджерса (за непревзойденные достижения в области музыкального театра; 1992) и Оскара Хаммерстайна (2002).

О личной жизни Камерона известно немного. Он имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию и уже более пятнадцати лет живет со своим партнером, австралийским фотографом Майклом Ле Пором.

Когда в начале 80-х 34-летний продюсер Камерон Макинтош, преодолевая огромные трудности, собирал средства на постановку мюзикла «Cats», он никак не мог предположить, что шоу будет с успехом идти по всему миру и и сделает его создателей миллионерами. 11 мая 1981 года, в день лондонской премьеры, он, как и автор"Cats«, композитор Эндрю Ллойд-Уэббер, страстно желал только одного — не быть освистанным. Компаньоны пережили настоящий шок, когда кто-то из публики в конце первого акта выкрикнул «rubbish» — ерунда. Позднее выяснились, что зритель был пьян и комментарий относился к декорациям (другое значение слова «rubbish» — свалка). Тогда, чтобы как-то побороть волнение, продюсер и композитор напились до беспамятства...