ЛюПон, Патти (LuPone, Patti) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Светлана Бутовская

ЛюПон, Патти

LuPone, Patti

1949

Профессия актриса


«Для меня пение — самое естественное из того, чем я занимаюсь, но при этом и самое тяжелое. Но если и в самом деле музыка — пища любви, то я — толстая и счастливая,» — говорит Патти ЛюПон.

Патти ЛюПон — одна из немногих актрис, которые с одинаковым успехом выступают в драматических и музыкальных спектаклях. Сама себя она называет «актрисой, которая поет».

Патти ЛюПон родилась в Нью-Йоке 21 апреля 1949 года. Своим необычным именем она обязана легендарной оперной певице XIX века Аделине Патти (Adelina Patti, 1843-1919), c которой состоит в отдаленном родстве. Родители Патти работали в школе — отец, Орландо ЛюПон, был школьным администратором, мать, Анжела ЛюПон — библиотекарем. Впервые Патти выступила на сцене, когда ей было четыре года. В шестидесятые годы вместе со своими старшими братьями — близнецами Робертом и Уильямом — она выступала в составе «Трио ЛюПонов» (The LuPone Trio).

Актерское образование ЛюПон получила в престижнейшей Джиллиардской школе (Juilliard School). Ей посчастливилось поступить на только что основанный Джоном Хаусманом (John Houseman) и Майклом Сэнт-Дэни (Michel Saint-Denis) факультет драмы. Однокурсниками Патти были Кевин Кляйн (Kevin Klein, за которого актриса позже вышла замуж) и Мэнди Патинкин (Mandy Patinkin).

С 1973 года Патти ЛюПон играла в бродвейских и офф-бродвейских постановках и гастролировала по США вместе с театральной труппой Джона Хаусмана (John Houseman Acting Company), образованной из выпускников ее курса.

Будущая дива начала свою карьеру с роли Ирины в чеховских «Трех сестрах» (1973 — 1974). Ее первым музыкальным спектаклем стала постановка знаменитой «Оперы Нищих» Джона Гея (John Gay, 1973-74). Роль Розамунды в мюзикле Альфреда Ури (Alfred Uhry) и Роберта Вальдмана (Robert Waldman) «Жених-разбойник» («The Robber Bridegroom», 1975) принесла Патти первые в ее жизни номинации на премии Тони и Drama Desk. Затем последовали роли в мюзикле «Жена пекаря» (The Baker’s Wife) Стивена Шварца (1976), в пьесе Дэвида Меймета (David Mamet) «Водяной двигатель» (The Water Engine, 1978) и др.

Настоящая известность пришла к Патти ЛюПон после участия в бродвейской постановке мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера «Эвита» («Evita», 1979).

Попробоваться на роль Эвиты Патти решила, поддавшась уговорам своего спутника жизни, который работал на Бродвее дирижером. В то время у нее были совсем другие планы — она собиралась сыграть Рут в пьесе Дэвида Меймета «Леса» (The Woods). Как вспоминает сама ЛюПон, она «послушала оригинальный альбом, и могла поклясться, что Эндрю Ллойд -Уэббер ненавидит женщин. На прослушивание <она> пошла только затем, чтобы познакомиться с Хэлом Принсом» (легендарный американский режиссер, ставивший «Эвиту»).

Патти произвела на Принса большое впечатление. Спустя три дня после последнего прослушивания, агент актрисы позвонил ей в Калифорнию, где она снималась в небольшой роли у Стивена Спилберга («1941»), и сообщил радостную новость — ее утвердили. ЛюПон испытала чувство досады — теперь ей приходилось отказываться от работы с Мейметом, творческий союз с которым был актрисе очень дорог. В то же время она понимала, что должна сыграть Эвиту. Остальное, как говорит сама Патти, история.

«Эвита» принесла Патти ЛюПон премию Тони и Drama Desk в номинации «Лучшая актриса мюзикла». Несмотря на огромный успех, актриса покинула мюзикл задолго до его закрытия — «когда напряжение от того, что каждый вечер играешь стерву и умираешь от рака, стало уже невыносимым.»

В середине восьмидесятых Патти ЛюПон снова появилось на сцене музыкального театра. В 1984 году Патти сыграла Нэнси в мюзикле «Оливер!» («Oliver!»). Постановка шла совсем недолго — всего две недели.

В 1985 году Патти ЛюПон, давно мечтавшая о карьере в Европе, приехала в Лондон. Сначала она сыграла Молл в в лондонской постановке оперы «Колыбель будет качаться» (The Cradle Will Rock), сочиненной Марком Блицстайном (Мarc Blitzstein). В том же году Королевская Шекспировскаю Компания предложила ЛюПон роль Фантины в мюзикле «Отверженные». Эти работы принесли актрисе премию Лоуренса Оливье в номинации «Лучшая актриса мюзикла». Таким образом, Патти стала первой американской актрисой, которая была приглашена в Королевскую Шекспировскую Компанию и удостоена Оливье. Однако ЛюПон не стала играть Фантину на Бродвее — актриса не верила, что спектакль получится таким же совершенным, как тот, что шел в Лондоне.

В 1988 году Патти исполнила Рено Суини в классическом мюзикле Коула Портера «Все сойдет» («Anything Goes»). Эта работа актрисы была отмечена премией Drama Desk и номинацией на премию Тони в категории «Лучшая актриса мюзикла». В 1997 году она вернулась к этой роли, на этот раз на сцене Линкольн Центра.

Летом 1992 года Патти приняла участие в очередном фестивале, ежегодно проводимом Эндрю Ллойд-Уэббером в своем поместье Сидмонтоне; композитор предсталял свою новую работу — «Бульвар Заходящего Солнца» (Sunset Boulevard) — и Патти ЛюПон первой явила публике главную героиню этого мюзикла. Актриса не стала исполнять свою партию по нотам, а выучила ее наизусть. На роль Нормы Дэзмонд претендовали такие звезды, как Мэрил Стрип (Meryl Streep), Энжела Лансбери (Angela Lansbury), Лайза Минелли (Liza Minnelli) и Джюли Эндрюс (Julie Andrews) — и все же досталась она ЛюПон. Лондонская постановка открылась летом 1993 года. Патти пользовалась в этой роли огромным успехом и даже была выдвинута на премию Лоуренса Оливье в категории «Лучшая актриса мюзикла».

По контракту она должна была сыграть Норму Дэзмонд и на Бродвее, однако один из инвесторов американской постановки, кинокомпания Парамаунт, потребовала, чтобы в проекте участвовала Гленн Клоуз (Glenn Close). Композитор с этим требованием согласился. Для ЛюПон такое решение Ллойд-Уэббера стало серьезным ударом. Патти получила около миллиона долларов компенсации, однако так и не забыла своей обиды. На вопрос о том, будет ли она снова работать с Ллойд-Уэббером, она решительно отвечает: «Нет!»

В 1995 году Патти исполнила роль Веры Симпсон в постановке классического мюзикла Роджерса и Хаммерстайна «Старина Джоуи» («Pal Joey»), осуществленной City Center Encores!.

Во второй половине 90-х Патти ЛюПон снова вернулась к драматическому репертуару. В 1996 году она сыграла роль Марии Каллас в знаменитой пьесе Терренса МакНелли (Terrence McNally) «Мастер-класс» (Master Class) на Бродвее, а в 1997 году — в Лондоне. Затем актриса играла в пьесе Дэвида Меймета The Old Neighborhood (1997-1998). Ее последняя на сегодняшний день театральная работа — комедия Майкла Фрэйна (Michael Frayn) «Шум за сценой» (Noises Off, 2001).

Актрисе не довелось играть в мюзиклах Сондхайма, однако в мае 2000 года это упущение было исправлено: вместе с баритоном Джорджем Херном (George Hearn) она приняла участие в концертной версии мюзикла «Суини Тодд» (Sweeney Todd), исполнив роль Миссис Лавитт. Затем Патти предложили роль Дезире в мюзикле Стивена Сондхайма «Маленькая серенада» (A Little Night Music), который был показан на фестивале в Равинии (Ravinia Festival). В августе 2003 года актриса сыграла Фоску в концертной версии мюзикла «Страсть» (Passion) там же, в Равинии, а в 2005 году вместе с Одрой Макдоналд (Audra McDonald ) приняла участие в концертном исполнении этого мюзикла в Линкольн Центре.

Патти не забывает и о своей сольной карьере. В 1993 году вышел ее альбом «Патти ЛюПон вживую» (Patti LuPone Live). В июле 1994 года она дала несколько концертов, в которые вошли произведения Ирвинга Берлина. Успех был таким значительным, что певица записала на Phillips Classics альбом «Тепловая волна» (Heat Wave).

В 1995 году выпустила сольную программу «Патти ЛюПон на Бродвее» (Patti LuPone on Broadway), за которую была удостоена награды Outer Critics Circle.

На сцене Карнеги Холла она выступала со своим шоу Coulda, Woulda, Shoulda, а затем гастролировала с этой программой по Соединенным Штатам.

В начале 1999 года Патти представила широкой публике новый сольный концерт Matters of the Heart. С этой программой Патти выступала на сцене Синдейской оперы, в театре Donmar Warehouse (Лондон) и у себя на родине, а позднее записала одноименный диск. В 2002 году ЛюПон вместе с Кевином Клайном (Kevin Kline), Мэрил Стрип (Meryl Streep) и др. приняла участие в записи детского мюзикла Philadelphia Chickens.

Творческий путь актрисы не ограничивается театральными подмостками. Количество ее теле- и киноработ приближается к тридцати. Отечественный зритель мог видеть ее в картинах «Свидетель» (The Witness, 1985), «Шофер Мисс Дейзи» (Driving Miss Daisy, 1989), «Лето Сэма» (Summer of Sam, 1999) и «Последнее дело Ламарка» (City by the Sea, 2002).

Актриса была дважды замужем. Певый раз — за актером Кевином Кляйном (1971 — 1979) Сейчас она замужем за оператором Мэттом Джонстоном (Matt Johnston), с которым познакомилась в 1986 году во время работы над фильмом «Линдон Бейнс Джонсон: ранние годы» (LBJ: The Early Years, 1987). Их свадьба состоялась спустя два года, 12 декабря 1988 года, на сцене театра в Линкольн Центре, где ЛюПон играла в мюзикле Anything Goes. Двадцать первого ноября 1990 года у Патти родился сын, которого назвали Джошуа Люк Джонстон. С появлением ребенка актриса стала больше уделять времени семье.

Одна из слабостей Патти — захватить на память какую-нибудь деталь своего сценического костюма после закрытия постановки.

Острая на язык Патти ставит под сомнение величие Ллойд-Уэббера, творчество же своего соотечественника Стивена Сондхайма она ценит очень высоко: «Сондхайма и Ллойд-Уэббера нельзя сравнивать. Один из них — гений, другой — пытается им быть».