Нанн, Тревор (Nunn, Trevor) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Майя Медкова

Нанн, Тревор

Nunn, Trevor

1940

Профессия режиссер

Тревор Роберт Нанн, один из самых крупных режиссеров современного британского театра, появился на свет 14 января 1940 года, в городе Ипсвич (Ipswich), расположенном на юго-востоке Англии. Родился он в бедной семье — его отец, вернувшись с войны, занимался изготовлением мебели, но заработанных денег с трудом хватало на пропитание. О хорошем образовании для сына можно было только мечтать, однако отличные оценки, которые одиннадцатилетний Тревор получил на национальном экзамене, позволили ему поступить в престижную школу Нортгейт (Northgate). Школа давала прекрасное образование, и молодой человек смог получить бесплатное место в Кембриджском университете.

Связать свою жизнь со сценой Тревор решил еще в возрасте пяти лет, заявив родителям, что будет актером. Те только посмеялись — но юный Нанн не оставил своих мечтаний. С детства обожая декламировать вслух шекспировские монологи, он делал всё, чтобы осуществить свое намерение. В возрасте тринадцати лет он получил роль в спектакле одного профессионального театра своего города. В семнадцать лет Тревор организовал собственную юношескую театральную студию, где поставил свой первый спектакль — «Гамлет» (Hamlet).

Шанс развернуться в полную меру выпал ему в Кембридже, где он познакомился с местной творческой молодежью, среди которой были и многие будущие великие актеры современности —Ян Маккеллен (Ian McKellen) и другие. В Кембридже Тревор не только изучал английскую литературу, но и принимал участие в деятельности сразу двух театральных студий — студии Марло (занимавшейся классическими постановками) и студии «Огни рампы» (занимавшейся мюзиклами) — в качестве актёра и режиссёра.

После Кембриджа Нанн разослал письма в несколько театров, предлагая свои услуги, и один из театров принял его на должность ассистента режиссёра. По счастливой случайности театр этот находился в Ковентри, всего в пятнадцати милях от Стратфорда-на-Эйвоне, городка, где родился Шекспир и где как раз в это время организовывалась Королевская Шекспировская Компания. В театре в Ковентри Нанн самостоятельно поставил «Кавказский меловой круг» (The Caucasian Chalk Circle), «Пер Гюнта» (Per Gynt) и музыкальную версию «Вокруг света в 80 дней» (Around the world in eighty days). Молодой и талантливый режиссёр обратил на себя внимание организаторов Шекспировской Компании — и через два года Нанн был приглашён в неё на должность второго режиссера, а ещё через два года стал художественным руководителем театра — ему было всего двадцать семь лет.

Уже тогда Королевская Шекспировская Компания была крупнейшей и самой знаменитой театральной труппой — старания же Тревора Нанна, руководившей ею на протяжении восемнадцати лет (1968-1986 гг.), принесли театру заслуженный титул «лучшей театральной компании в мире». За эти годы Нанн, собравший вокруг себя лучших актёров, актрис, хореографов, декораторов, оформителей и других профессионалов, поставил в Королевской Шекспировской Компании огромное число спектаклей, среди которых были «Король Лир» (King Lear), «Много шума из ничего» (Much Ado about Nothing), «Антоний и Клеопатра» (Antonius and Cleopatra), «Зимняя сказка» (Winter’s Tale), «Генрих VIII» («Henry VIII»), «Гамлет» (Hamlet), «Макбет» (Macbeth), «Ромео и Джульетта» («Romeo and Juliet»), «Комедия ошибок» (Comedy of Errors), «Все хорошо, что хорошо кончается» (All’s Well that Ends Well), «Отелло» (Othello), «Как вам это понравится» («As You Like It»), «Три сестры», «Николас Никльби» (Nicholas Nickleby, пять премий «Тони»), «Мера за меру» (Measure for Measure), «Питер Пэн» (Peter Pan).

Но Нанна всегда интересовала и другая сфера театрального мира — сфера музыкального театра. Он даже поставил музыкальную версию «Комедии ошибок» в Королевской Шекспировской Компании, для которой сам написал песни.

Его полноценный дебют в этой области произошел в 1981 году, когда композитор Эндрю Ллойд-Уэббер пригласил его режиссером в свой мюзикл «Кошки», основанный на стихах Томаса Элиота. Тревор успешно справился с поставленной задачей — вместе со своей старой командой из Компании — хореографом Джилиан Линн (Gillian Lynne), художественным оформителем Джоном Нэйпьером (John Napier) и художником по свету Дэвидом Херси (David Hearsey) — он сделал из «Кошек» яркое, красивое шоу, закрывшееся только 11 мая 2002 года, после рекордных 8 950 представлений, и получил премию Тони за режиссуру. Тревор также написал слова к знаменитой арии Memory («Память») из «Кошек». В 1984 году он вновь становится режиссером мюзикла Ллойд-Уэббера «Звездный экспресс» (Starlight Express), спектакля, поставившего певцов на роликовые коньки — и вновь шоу имеет огромный успех.

Вместе с Королевской Шекспировской Компанией Нанн также поставил мюзикл Шонберга и Бублиля «Отверженные» — ставший одним из наиболее популярных мюзиклов наших дней, получивший восемь премий Тони и принесший Компании огромные доходы.

В 1986 году Нанн покидает Королевскую Шекспировскую Компанию и полностью посвящает себя разнообразным коммерческим проектам. В этот период он ставит «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House) Бернарда Шоу, «Шахматы» (Chess) Тима Райса, а также ещё два мюзикла Ллойд-Уэббера — «Лики любви» (Aspects of Love) и «Бульвар Заходящего Солнца» (Sunset Boulevard). Кроме того, Нанн также успевает поработать в Королевской Опере — поставив там «Порги и Бесс» (Porgy and Bess) и «Катю Кабанову» (Katya Kabanova).

В 1997 году Тревор Нанн становится художественным руководителем Королевского Национального Театра. С Королевским Национальным Тревор поставил «Аркадию» (Arcadia) — пьесу одного из лучших современных драматургов, Тома Стоппарда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz and Guildenstern Are Dead), «Влюбленный Шекспир» (Shakespeare in Love)), «Оклахому» (Oklahoma!) Роджерса и Хаммерстайна, «Не о соловьях» (Not About Nightingales) Теннеси Уильямса, «Венецианского купца» (The Merchant of Venice), «Вишневый сад» и другие спектакли.

Тревор Нанн пробыл в должности художественного руководителя до апреля 2003 года. Его последней работой стало возобновление мюзикла «На юге Тихого океана» (South Pacific). Эта постановка была приурочена к 100-летию со дня рождения одного из его авторов — композитора Ричарда Роджерса.

Расставание с Коро»левским Национальным Театром, однако, не помешало Тревору продолжить свою успешную работу в коммерчестком театре. В 2004 году он поставил мюзикл Эндрю Ллойд-Уэббера «Женщина в белом» (The Woman in White), а годом позже перенес этот спектакль на Бродвей.

2006 год ознаменовался двумя творческой удачами Тревора в области драмы. На сцене Национального театра Нанн поставил пьесу (The Royal Hunt of the Sun), а в театре Royal Court — новую пьесу Стоппарда «Рок-н-Ролл» (Rock-n-Roll) . Впрочем, режиссер не забывал и о музыкальных постановках: в ноябре состоялась премьера его версии оперы Гершвина «Порги и Бесс» (Porgy and Bess). В этом же году Тревор принял участие в возобновлении мюзикла «Отверженные» на Бродвее.

В 2008 году Тревор Нанн выпустил в Лондоне музыкальный спектакль «Унесенные Ветром» (Gone With the Wind, автор музыки и либретто — Маргарет Мартин (Margaret Martin), декорации — Джон Нейпьер (John Napier)). Работа над проектом продолжалась около трех лет, и изменения вносились вплоть до премьеры. Так, в начале предварительных показов, хронометраж шоу составлял более четырех часов. К пресс-показу спектакль урезали до 3 часов 35 минут. Критические отзывы на постановку заставили авторов сделать еще несколько купюр, но это не спасло «Унесенных ветром» от неудачи. Постановка была показана всего 79 раз и стала одним из самых заметных провалов сезона.

Однако в этом же году Тревор Нанн взял реванш своим прочтением знаменитого мюзикла Стивена Сондхайма «Маленькая серенада» (A Little Night Music) на сцене офф-уэстендского театра «Шоколадная фабрика Менье» (Menier Chocolate Factory). Первоначально режиссер собирался поставить этот спектакль на Бродвее с Гленн Клоуз (Glenn Close) в главной роли, однако по личным причинам актриса не смогла принять участие в спектакле.  Премьера состоялась 22 ноября 2008 года. В 2009 году мюзикл переехал на Уэст-Энд в театр Garrick, а затем — на Бродвей, где главные роли сыграли Анджела Лэнсбери и Кэтрин Зета-Джонс.

В 2010 году Нанн снова обратился к мюзиклу «Лики Любви», однако на этот раз это была камерная постановка в «Шоколадной фабрике». Он также поставил пьесу Birdsong в Comedy Theatre.

В 2011 году Тревор Нанн становится художественным руководителем театра The Theatre Royal Haymarket. 

Тревор — обладатель целой коллекции премий Тони (среди которых премии за режиссуру «Кошек», «Николаса Никльби» и «Отверженных») и Лоуренса Оливье. В 1999 году он был признан лучшим режиссером самим Обществом Критиков (Critics’ Circle Award).

О частной жизни режиссера известно то, что был трижды женат. Любопытно, что все его жены были актрисами. Первая супруга Нанна, шекспировская актриса Джанет Сазман (Janet Suzman), родила ему сына. Со второй, Шэрон Ли Холл (Sharon Lee Hall), Тревор познакомился во время постановки «Кошек» — она танцевала в спектакле. Третья, Имоджен Стаббс (Imogen Stubbs), как и первая, предпочитает шекспировские роли, исполнение которых не помешало ей родить Тревору Нанну двоих детей. В 2011 году пара рассталась.

Коллеги, друзья и критики прозвали Нанна Clever Trevor, что означает «Умный Тревор». Эта «партийная кличка» говорит сама за себя.

Телевизионные работы: «Антоний и Клеопатра», «Три сестры», «Макбет», «Комедия ошибок», «Венецианский купец», «Николас Никлби» (премия «Эмми»), «Отелло», «Порги и Бесс», «Оклахома», «Король Лир». 

Кинофильмы: «Гедда» (по Ибсену), «Леди Джейн», «Двенадцатая ночь» (в которой сыграла третья жена режиссёра)