Питерс, Бернадетт (Peters, Bernadette) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталия Аленичева, Светлана Бутовская

Питерс, Бернадетт

Peters, Bernadette

1948

Профессия певица

Бернадетт Питерс (настоящая фамилия — Лаццара) родилась 28 февраля 1948 года в Нью-Йорке (район Куинз). Она была третьим ребенком в семье (у Бернадетт есть сестра Донна и брат Джозеф). Профессиональная карьера Бернадетт началась необычайно рано: уже в три с половиной года она принимала участие в детской передаче «Юное Жюри» (Juvenile Jury), куда ее устроила мать. Позже Бернадетт участвовала в шоу «Угадай мелодию» (Name That Tune), где оказалась одной из лучших за всю историю существования программы. Затем последовала передача о юных талантах «Детский час Хорна и Хардарта» (The Horn And Hardart Children’s Hour), где маленькая Бернадетт копировала Софи Такер (Sophie Tucker). В пять лет девочка начала учиться бить чечетку, а уже в девять получила собственную карточку актерского профсоюза «Эквити». В этот же период Бернадетт сменила неблагозвучную итальянскую фамилию Лацарра, с которой, по мнению ее матери, ей было суждено получать только роли итальянок, на производную от имени ее отца Питера — Питерс.

Карьера Бернадетт продолжала стремительно развиваться: в 1959 году она принимала участие в спектакле «Счастливчик» (Most Happy Fella), за ним последовали «Грошовый друг» (The Penny Friend, 1966) и «Девушка в оговорке по Фрейду» (The Girl In The Freudian Slip, 1967). В 1961 году Бернадетт взяли в гастрольную версию прославленного мюзикла «Джипси» (Gypsy). С этим связана одна забавная история: хотя в резюме Бернадетт говорится, что она исполняла роль Дэйнти Джун, на самом деле она была лишь дублершей актрисы, игравшей эту роль в основном составе. Теперь, когда на концертах Бернадетт звучат песни из Gypsy, она обязательно упоминает об этом факте.

Уже в достаточно раннем возрасте Бернадетт поняла, что хочет связать свою дальнейшую судьбу с музыкальным театром. В девятнадцать лет она дебютировала на Бродвее в спектакле «Джонни Бескозырный» (Johnny No-Trump). Всего годом позже о ней написали в престижном издании «Мир театра» (Theatre World) — речь шла о ее участии в бродвейском спектакле «Джордж М!» (George M!, 1968) — и в том же году она получила свою первую награду Драма Деск (Drama Desk Award) за роль в офф-бродвейской постановке «Дамы в море» (Dames at Sea,1968).

Свою первую номинацию на самую престижную награду американского театра Тони Бернадетт получила в двадцать три года за роль Брунгильды Эстерхази в мюзикле Леонарда Бернстайна «Увольнение в город» (On The Town). Однако актриса решила не останавливаться на театральной карьере: в 1973 году она играет свою первую роль в кинофильме «Ас Эли и Роджер Поднебесный» (Ace Eli and Rodger of the Skies, 1973). Сразу за ним следуют роли второго плана в таких фильмах, как «Самый длинный ярд» (The Longest Yard, 1974), «Блюстители» (Vigilante Force, 1976), «Немое кино» (Silent Movie, 1976; за эту роль Бернадетт была номинирована на Золотой Глобус). В том же 1974 году последовала еще одна номинация на Тони, за роль Мейбел Норманд в мюзикле Джерри Хермана (Jerry Herman) «Мэк и Мейбел» (Mack & Mabel). В 1979 Бернадетт сыграла свою первую комедийную роль в паре со Стивом Мартином в фильме «Лох» (The Jerk). Кроме театра и кино, Бернадетт постоянно появлялась в телевизионных шоу, таких, к примеру, как «Звездный цирк» (Circus of the Stars, 1977) и «Островитянин» (The Islander, 1978). Среди киноролей Бернадетт была даже такая, как роль женщины-робота в ленте 1981 года «Биение механического сердца» (Heartbeeps). В том же 1981 году Бернадетт получила Золотой Глобус за роль в картине «Гроши с неба» (Pennies From Heaven), где ее партнером вновь был Стив Мартин, и в том же году она записала свой первый альбом Now Playing.

В 1983 году Бернадетт вновь вернулась на сцену, чтобы начать свое долгое сотрудничество с любимцем театральных критиков и интеллектуалов, композитором Стивеном Сондхаймом. Она сыграла Дот в его прославленном мюзикле «Воскресенье в парке с Джорджем» (Sunday in the Park with George, получившем Путлицеровскую премию), вновь удостоившись номинации на премии «Тони» и «Драма Деск». Однако первую награду Тони Бернадетт принес мюзикл другого композитора, Эндрю Ллойд-Уэббера; сыграв два года спустя Эмму в бродвейской версии мюзикла «Песня и танец» (Song and Dance), Бернадетт наконец была удостоена заветной статуэтки. Эта роль принесла ей также награды «Драма Лиг» (Drama League) и «Драма Деск».

В 1987 году сотрудничество Бернадетт и Сондхайма продолжилось; она блестяще сыграла Ведьму в его мюзикле «В леса» (Into the Woods), за что была вновь номинирована на награду «Драма Деск». В 1988 году актриса снялась в телефильме «Давид» (David), а в 1989 сыграла роль Лу-Энн в «Розовом кадиллаке» (Pink Cadillac), где ее партнером был Клинт Иствуд. В том же году она снялась еще в одном фильме — «Рабы Нью-Йорка» (Slaves of New York), в роли Элеоноры.

Девяностые годы обернулись для Бернадетт множеством теле- и киноролей: она снялась у Вуди Аллена (фильм «Элис», Alice, 1990), играла в таких телефильмах, как «Падение» (Fall From Grace, 1990) и «Последний лучший год» (The Last Best Year, 1990). Однако при этом она не оставляла сцены: 1992 год принес очередную номинацию на «Тони» за роль Паулы в мюзикле Марвина Хэмлиша (Marvin Hamlisch) «Девушка, с которой расстаются» (The Goodbye Girl). В том же 1992 году был записан еще один сольный альбом с лаконичным названием «Бернадетт». Вскоре имя Бернадетт было занесено в Галерею театральной славы. Актриса стала самой молодой из всех деятелей американского театра, удостоенных этой чести.

Карьера не мешала личному счастью актрисы: 20 июля 1996 года Бернадетт вышла замуж за Майкла Виттенберга (в сентябре 2005 года он погиб в результате вертолетной аварии).

В том же 1996 году Бернадетт дала концерт в Карнеги Холле в поддержку фонда защиты здоровья гомосексуалистов. Концерт, называвшийся «Сондхайм и др.» (Sondheim, Etc.), был записан и получил номинацию на «Грэмми». Другая номинация на «Грэмми», в том же 1996 году, последовала за ее новый сольный альбом I’ll Be Your Baby Tonight. В 1997 году Бернадетт вернулась на телевидение, чтобы сыграть роль волшебницы Кирки в известном фильме Андрона Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (The Odyssey). Кроме этого, ее голос можно слышать в мультфильме «Анастасия» (Anastasia), где она озвучила Софи. В 1998 году, вместе со многими прославленными актерами музыкального театра, Бернадетт принимала участие в концерте, посвященном юбилею профессиональной деятельности знаменитого театрального продюсера сэра Камерона Макинтоша «Эй, мистер Продюсер!» (Hey, Mr. Producer!). В том же 1998 году была сделана запись ее сольного концерта Bernadette Peters in Concert — Live from Royal Festival Hall.

В конце девяностых актриса занялась благотворительностью: вместе с Мэри Тайлер Мур (Mary Tyler Moore) она провела акцию «Лающий Бродвей» (Broadway Barks), призванную найти хозяев для домашних животных, находящихся в приютах. Эта акция стала регулярной и проходит каждый год в июле.

В сентябре 2000 Бернадетт вернулась к работе на телевидении и в кино, снявшись в картинах «Пусть идет снег» (Let It Snow, 2001) и «Девушка Бобби» (Bobby’s Girl, 2001). В 2001 году она была номинирована на «Эмми» как лучшая комедийная актриса второго плана за небольшую роль в телесериале «Элли МакБил» (Ally McBeal). В то же время она неоднократно принимала участие в программе Live! with Regis Philbin как одна из ведущих.

В марте 2002 года вышел очередной альбом Бернадетт, на котором актриса исполняет песни Роджерса и Хаммерстайна, а 19 июня 2002 года состоялся ее первый сольный концерт в прославленном зале Радио Сити Мюзик-Холл (Radio City Music Hall).

Весной 2003 года Бернадетт вновь появилась на бродвейский подмостках, на этот раз в роли Розы в новой версии мюзикла «Джипси», поставленной режиссером Сэмом Мендесом. Роль энергичной матери, пытающейся сделать из своих дочерей звезд шоу-бизнеса, принесла актрисе седьмую номинацию на «Тони».

В феврале 2006 года актриса приняла участие в чтении нового мюзикла Стивена Сондхайма «Кураж» (Bounce), а в мае состоялся ее дебютный сольный концерт в Линкольн-Центре (Lincoln Center). В июня 2009 года Питерс выступала в Австралии на Фестивале кабаре в Аделаиде.

Бернадетт Питерс вернулась на Бродвей в июле 2010 года. Она заменила Кэтрин Зету-Джонс в роли Дезире Армфелдт в мюзикле Стивена Сондхайма «Маленькая серенада» (A Little Night Music).

В мае—июне 2011 года Питерс блистала в роли Салли Дюран Пламмер в постановке мюзикла Сондхайма Follies, осуществленной Кеннеди-Центром (Kennedy Center).  В августе 2011 спектакль был перенесен на Бродвей. Эта работа принесла Бернадетт номинацию на премию «Драма Деск» в категории «Лучшая актриса в мюзикле».

В ноябре 2013 года Бернадетт Питерс была звездой ревю по песням Стивена Сондхайма A Bed end a Chair: A New York Love Affair, поставленном знаменитым режиссером Джоном Дойлом в New York City Center.

Барнедетт Питерс неоднократно появлялась на телевидении как приглашенная звезда. Она сыграла в таких популярных сериалах, как «Уилл и Грейс» (Will & Grace, 2006), «Закон и порядок» (Law & Order, 2006), «Юристы Бостона» (Boston Legal, 2007), «Анатомия Грея» (Grey’s Anatomy, 2008) и «Дурнушка Бэтти» (Ugly Betty, 2009), «Жизнь как шоу» (Smash, 2012—2013), «Моцарт в Джунглях» (Mozart in the Jungle, 2014).

Питерс одна из тех звезд Бродвея, чье имя ассоциируется с благотворительностью. Она входит в Попечительский совет известного фонда Broadway Cares/Equity Fights AIDS, а также в Совет директоров организации Standing Tall, работающей с детьми-инвалидами, охотно участвует в благотворительных концертах и акциях.

Актриса также пробует себя на литературном поприще — она написала две детских книги: «Лающий Бродвей» (Broadway Barks), которая вошла в список бестселлеров газеты New York Times и «Стелла значит Звезда» (Stella is a Star). Главными героями книги были собаки — дворняжка Крамер и питбуль Стелла, которых актриса взяла из приюта. На 2015 год намечен выход еще одной книги, в которой центральная роль будет отведена еще одному питомцу Питерс — дворняжке Чарли.