Пламондон, Люк (Plamondon, Luc) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова

Пламондон, Люк

Plamondon, Luc

1942

Профессия либреттист

Один из самых известных франкоязычных либреттистов и авторов текстов к песням, соавтор таких известных мюзиклов, как «Стармания» и «Собор Парижской Богоматери» Люк Пламондон родился 2 марта 1942 года в городе Сен-Реймон де Портнеф (St-Raymond de Portneuf) канадской франкофонной провинции Квебек.

После обучения в иезуитской семинарии Квебека, став бакалавром педагогики, Люк Пламондон в разное время брал самые различные курсы: литературы — в Монреале, истории искусства — в Луврской Школе (l’Ecole du Louvre) в Париже, английского языка — в Колледже Западного Лондона (West London College). Все это время он сочинял — сочинял тексты к песням и пьесы. Несколько раз он отправлял свои работы на Конкурс канадской песни — однако без успеха.

В 1969 году, увидев на Бродвее мюзикл «Hair», Пламондон понял, в чем его призвание. Музыкальный театр!

Вернувшись в 1970 году в Квебек, Пламондон стал понемногу набирать вес как автор текстов к песням — с ним стали работать такие певцы, как Жюльен Клерк (Julien Clerc), Николь Круазий (Nicole Croisille), Джонни Холлидей (Johnny Halliday). Первым его крупным успехом стала песня «Dans ma Camaro...», исполненная в том же 1970 году Стивом Физе (Steve Fiset). Пламондон сформировал свой стиль; его тексты, далекие от высокой поэзии, состояли из простых слов, соединенных простыми рифмами и были почти примитивными, однако, может быть, именно поэтому имели большой успех — они были понятны всем и говорили на доступном языке.

В 1978 году, после многих лет работы в сотрудничестве с французским композитором Мишелем Берже (Michel Berger), Люк Пламондон выпустил в свет свой первый мюзикл — «Стармания» («Starmania»). Первоначально мюзикл появился в виде концепт-альбома; исполнителями стали тогда еще молодые и сравнительно неизвестные певцы Франции и Квебека, которых впоследствии ждала блестящая карьера — Даниэль Балавуан (Daniel Balavoine), Диана Дюфресн (Diane Dufresne), Франс Галл (France Gall), Фабьен Тибо (Fabienne Thibault), Клод Дюбуа (Claude Dubois) и Нанетта Уоркман (Nanette Workman). Многие песни этого альбома стали настоящими хитами. В 1979 году состоялась премьера спектакля во Дворце Конгессов в Париже в постановке Тома О’Хоргана (Tom O’Horgan). Мюзикл рисовал картины отдаленного в те годы будущего и показывал, что и в 2000 году людей будут волновать те же проблемы, что и всегда. Спектакль не имел того успеха, который имел диск, однако в 1979 году «Стармания» принесла Люку Пламондону целых две награды «Феликс» («Felix») — в номинации «Песня года» (за песню «Блюз бизнесмена» («Le blues du businessman»)) и в номинации «Альбом года». После постановки спектакля в Квебеке в 1981 году либреттист получил еще два «Феликса» — в номинациях «Альбом года в стиле рок» и «Спектакль года».

В 1988 году мюзикл «Стармания» был поставлен вновь — на этот раз режиссером Льюисом Фюре (Lewis Furey). В 1992 году была предпринята адаптация мюзикла для англоязычного зрителя знаменитым либреттистом Тимом Райсом. Диск «Магнат» («Tycoon»), записанный звездами британской поп-музыки, был прекрасно принят во Франции, однако сам спектакль на английском языке оказался не слишком жизнеспособным. Он был показан только в Париже — некоторое время его играла раз в неделю французская труппа. Но ни в Уэст-Энде, ни на Бродвее «Tycoon» не был поставлен. Тем не менее, мюзикл «Стармания» продолжает жить — в 2000 году открылась очередная версия спектакля.

В 1984 году Люк Пламондон сочинил тексты песен к мюзиклу «Лили Пассьон» («Lily Passion») совместно с Барбарой, иполнившей в нем заглавную роль, а в 1985 году — на этот раз совместно с Анджело Финальди (Angelo Finaldi) — тексты к «анимационной опере» «Диоксин де Карбон и его розовый луч» («Dioxine de Carbone et son rayon rose», в данном случае — Диоксин де Карбон это имя собственное; дословно — «Углекислый газ»).

В 1990 году увидела свет другая рок-опера Люка Пламондона — «Легенда о Джимми», созданная им совместно с тем же Мишелем Берже. Спектакль, рассказывавший историю жизни и смерти известного певца Джеймса Дина, был поставлен в театре Могадор (Париж) режиссером Жеромом Савари (Jerome Savary). Во Франции шоу продержалось недолго; в Квебеке его приняли лучше.

Следующая работа Пламондона — пьеса «Санд и романтики» («Sand et les romantiques») имела особое значение; именно в процессе ее создания возник творческий дуэт Люк Пламондон — Риккардо Коччианте, в 1998 году потрясший Францию, а затем и весь мир мюзиклом «Собор Парижской Богоматери».

Работа над мюзиклом продолжалась три года. Его авторы обратились к роману Виктора Гюго в поисках простого, но сильного сюжета, которой был бы известен во всем мире. Как и прежде, концепт-альбом был выпущен задолго до постановки мюзикла на сцене и имел фантастический успех. Когда же спектакль был поставлен — сначала во Франции и в Квебеке, а затем и в Лондоне, уже на английском языке, Пламондона и Коччианте ждал настоящий триумф; несмотря на то, что взыскательная критика Уэст-Энда отнеслась к спектаклю скептически, мнение европейской публики было единодушно. Позднее были осуществлены постановки в Италии, Испании, Нидерландах и России. «Собор Парижской Богоматери» принес своим создателям не только мировую славу, но и множество наград; в 1999 году «Belle» была признана «песней года» и получила награду «Виктуар» («Victoire»), сам спектакль стал «мюзиклом года», песня «Le temps des cathedrales» также получила «Феликса» в номинации «песня года». Кроме того, в этом году альбом «Собор Парижской Богоматери» стал самым продаваемым диском среди записей, сделанных на французском языке.

Параллельно Люк Пламондон продолжал сочинять тексты песен — в том числе для Селин Дион и звезд «Собора Парижской Богоматери» Брюно Пельтье и Гару (ставшие хитами песни «Один» («Seul») и «Цыганка» («Gitan»)), а также для многих других.

В 2002 году «Собор Парижской Богоматери» открылся в Москве. Люк Пламондон, увидевший российскую постановку за три дня до премьеры, высоко оценил работу московской труппы. «В русской версии есть очень важная вещь, которую я раньше видел только в испанском варианте — это настоящая страсть. И русские актеры не играют, а проживают свои роли. Но и, безусловно, с точки зрения вокала и голосов эта версия — одна из самых сильных. Это не может не произвести впечатления», — сказал поэт в интервью телекомпании «Эхо».

Последняя работа Люка Пламондона как либреттиста — мюзикл по мотивам сказки о Золушке «Синди» («Cindy»).

ВРЕЗКА
Родной город Люка Пламондона — Сен-Реймон де Портнеф (Квебек) был основан в 1842 году прадедом либреттиста.
Люк Пламондон о творческом процессе: «Сочинение песен требует уединения. Люди воображают, что я пишу песни в студиях, а рядом все время находится певица, готовая тут же их спеть, и композитор, готовый тут же сочинить к ним музыку. Все это совсем не так. Как говорил Жак Брель, «Песня — это тридцать секунд вдохновения и тридцать часов работы». Я с этим высказыванием согласен.