Принс, Харольд (Хал) (Prince, Harold (Hal)) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Светлана Бутовская

Принс, Харольд (Хал)

Prince, Harold (Hal)

1928

Профессия продюсер, режиссер

Продюсер и режиссер Харольд (Хал) Принс — один из крупнейших мастеров музыкального театра второй половины XX века. Его новаторские постановки навсегда изменили лицо Бродвея и вот уже более сорока лет являются символом качественной, нетривиальной режиссуры. Принс наполнил мюзикл новым содержанием и стал отцом его новой разновидности — концептуального мюзикла — сплава раскрепощенной, кинематографичной постановки, крепкой партитуры и продуманной сценографии.

Харольд Смит Принс родился в Нью-Йорке 30 января 1928 года. В 1948 году он получил степень бакалавра искусств в Университете Пенсильвании. Принс мечтал работать в драматическом театре, однако после встречи с режиссером, драматургом и продюсером Джорджем Эбботом его планы коренным образом изменились. «Эббот ставил мюзиклы, а, как говорится, дареному коню в зубы не смотрят. Поэтому и я стал заниматься мюзиклами» — рассказывал Принс.

В этот период Принс познакомился с многообещающими бродвейскими авторами и постановщиками: композитором Леонардом Бернстайном, хореографом Джеромом Роббинсом, либреттистами Бетти Комден и Адольфом Грином. Он проработал в офисе у Эббота шесть лет, постигая секреты создания музыкальных спектаклей. Принс был стейдж-менеджером гастрольных постановок Эббота, в этом же качестве он работал над мюзиклом «Чудесный город» (Wonderful Town) с музыкой Бернстайна и либретто Комнден и Грина.

К 26 годам Хал Принс понял, что готов попробовать себя в роли продюсера. Первое бродвейское шоу Хала Принса, мюзикл «Игры на пижамной фабрике» (Pajama Game, 1954), принесло ему премию «Тони» в номинации «Лучший мюзикл». На следующий год Принс взялся за мюзикл «Проклятые янки» (Damn Yankees) и получил еще одну статуэтку.

Принс обратился к несвойственному музыкальному театру материалу еще в конце пятидесятых, когда вместе с Артуром Лоурентсем (Arthur Laurents), Леонардом Бернстайном (Leonard Bernstein), Джеромом Роббинсом (Jerome Robbins) и Стивеном Сондхаймом (Stephen Sondheim) взялся за создание современной версии трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». В музыкальной драме, получившей название «Вестсайдская история» (West Side Story), вместо враждующих семейств веронских аристократов действовали молодежные группировки с нью-йоркских улиц. Несмотря на восторженный прием и номинацию на премию «Тони», немногие по-настоящему оценили эту постановку, значительно опередившую свое время, и только удачная экранизация возвела «Вестсайдскую историю» в ранг классики.

В 1960 году вышел мюзикл «Фиорелло!» (Fiorello!) Джерри Бокка (Jerry Bock) и Шелдона Харника (Sheldon Harnick), который был отмечен Пулитцеровской премией. Три года спустя продюсер получил еще одну награду «Тони» за шоу «Забавная история, случившаяся по дороге на форум» (A Funny Thing Happened on the Way to the Forum, 1963) — композиторский дебют Стивена Сондхайма. В этом же году Хэл выпустил мюзикл «Она меня любит» (She Loves Me), в котором впервые выступил в качестве режиссера.

Постепенно сложился круг авторов, с которыми Принс стал сотрудничать постоянно. Среди них — уже упомянутые Джерри Бокк и Шелдон Харник. Их альянс приносил самые разные плоды, от провала («Злачное место», Tenderloin 1960) и умеренного успеха («Она меня любит) до настоящего триумфа — мюзикла «Скрипач на крыше» (Fiddler on the Roof, 1964), который долгое время удерживал титул самого долгоиграющего мюзикла в истории Бродвея.

Харольд Принс стал режиссером первого мюзикла Джона Кандера (John Kander) — «Семейное дело» (A Family Affair, 1962). Позднее, когда образовался тандем Кандер-Эбб, Принс поставил шоу «Флора — Красная Угроза» (Flora, the Red Menace, 1962), «Кабаре» (Cabaret, 1966) и, уже в девятостых, «Поцелуй Женщины-Паука» (Kiss of the Spider Woman, 1993). Работая над «Кабаре», Принс стремился найти особый сценический язык, близкий к кино. Вместе с художником Борисом Аронсоном (Boris Aronson) они нашли неожиданное решение — над сценой было подвешено огромное зеркало, в нем публика видела свое отражение и таким образом ощущала себя по-настоящему вовлеченной в трагические события спектакля. Размещенный на сцене оркестр становился частью Кит Кэт Клуба, где царил конферансье в исполнении Джоэла Грея. Мюзикл «Кабаре» стал настоящим прорывом и принес Харольду Принсу первую награду «Тони» за режиссерскую работу. Когда в 1987 году Принс восстановил постановку, стало понятно, что его стиль уже устарел. Только в девяностых нашелся режиссер — Сэм Мендес (Sam Mendes — «Красота по-американски», American Beauty) — которому удалось по-новому взглянуть на этот материал.

Семидесятые годы ознаменовались тесным сотрудничеством Хэла Принса с композитором и либреттистом Стивеном Сондхаймом.

Шоу «Компания» (Company, 1970) — несколько сцен, связанных между собой условным сюжетом — напоминало перенесенный на театральные подмостки кинофильм с меняющимися ракурсами, внутренними монологами героев и обыгрыванием лаконичных декораций Аронсона.

В спектакле «Безумства» (Follies, 1971) картины из настоящего и прошлого разворачивались на сцене одновременно. Актеры, исполняющие роли героев в молодости, были одеты в черное и белое, что символизировало прошлое персонажей — в то время как современная история была решена в цвете. Один номер, поставленный совместно с хореографом шоу Майклом Беннетом (Michael Bennet), можно считать наиболее показательным: шеренга пожилых танцовщиц исполняла песню «Кто та девушка» (Who’s That Girl),  а их молодые двойники повторяли все движения. Шоу Follies стало, пожалуй, самым кинемотографичным спектаклем Принса. С другой стороны, «Маленькая серенада» (A Little Night Music, 1973) — оперетта, в которой исследовались самые разнообразные формы любви и романтических отношений на фоне партитуры Сондхайма, целиком написанной в трехдольных размерах — была решена более традиционно.

Действие мюзикла «Тихоокеанские увертюры» (Pacific Overtures, 1976) происходило в Японии, и, чтобы придать спектаклю соответствующий колорит, Принс использовал приемы традиционного японского театра но.

Сондхаймовский «Суини Тодд» (Sweeney Todd) — пожалуй, самый шокирующий из мюзиклов, постановкой которого занимался Принс. В нем режиссер скрестил традиции английского мюзик-холла (их воплощением стала Анжела Лэнсбери (Angela Lansbury), исполнительница роли миссис Лавитт) и театра ужасов Гран-Гиньоль, с подмостков которого, казалось, сошел Тодд в исполнении Лина Кэрью (Len Cariou). «Суини Тодд» раскрыл новые возможности музыкального театра, став сплавом оперы и музыкальной комедии. Сам Принс неоднократно ставил этот мюзикл в оперных театрах по всему миру.

Сотрудничество Сондхайма и Принса прекратилось после провала мюзикла «Мы едем, едем, едем» (Merrily We Roll Along, 1981). Вместе с Джорджем Фертом (George Furth) они создали музыкальную версию комедии Кауфмана и Харта о дружбе и шоу-бизнесе, которая рассказывалась в обратном хронологическом порядке. Однако существенные недостатки проекта не смогла скрыть даже более чем доступная на этот раз музыка Сондхайма.

В 1978 году Принс согласился поставить поп-оперу Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса «Эвита» о жизни жены аргентинского диктатора Хуана Перона Эвы Перон. В этом спектакле режиссер смешал уже ставший его визитной карточкой кинематографический подход с оперными традициями. Результат пользовался большим успехом у публики и даже у критики. Позднее Ллойд-Уэббер обратился к Принсу с просьбой взять на себя постановку мюзикла «Призрак Оперы» (The Phantom of the Opera, 1986). Сценография и спецэффекты в итоге отодвинули на второй план гармонию между пластикой, музыкой и сюжетом, которой добивался Принс.

В восьмидесятых и девяностых годах Принс продолжал заниматься тем, делом свое жизни — режиссурой. Он ставил оперные спектакли в Метрополитан Опера, Нью-Йорк Сити Опера, Сан-Франциско опера, Хьюстон Гранд Опера, Венской Штатсопер и в театре Колон (Буэнос-Айрес).

Хал Принс вдохнул жизнь в мюзикл Кандера и Эбба «Поцелуй Женщины-Паука» (Kiss of the Spider Woman), и под его мастерским руководством это шоу с довольно трудной судьбой завоевало, наконец, признание публики. В 1995 году Харольд Принс взялся за «Плавучий театр» (Show Boat) и создал безупречную версию этого классического шоу. Спектакль принес ему двадцатую награду Тони. В этой постановке он восстановил купюры, особенно уделив внимание проблеме взаимоотношений представителей разных рас — теме, не утратившей актуальности и в девяностые годы.

В 1998 году Принс объединился с писателем Альфредом Ури (Alfred Uhry) для работы над мюзиклом «Парад» (Parade). В качестве сюжета они взяли реальную историю клерка Лео Франка, который в начале ХХ века был осужден за убийство девочки, работавшей на фабрике. И, хотя материал меньше всего подходил для мюзикла, Принс в очередной раз доказал, что это для этого жанра не существует неподходящих тем. Он привлек к работе композитора Джейсона Роберта Брауна (Jason Robert Brown), для которого шоу стало дебютом на Бродвее. Постановка была признана единственным настоящим бродвейским мюзиклом (т. е., мюзиклом с диалогами) сезона 1998-1999 гг. Несмотря на неоднозначную оценку критики и сдержанный прием со стороны публики, этот спектакль был выдвинут на «Тони» в девяти номинациях.

В 2003 году произошло воссоединение Харольда Принса и Стивена Сондхайма. Их новый проект — музыкальная комедия «Кураж» (Bounce) — открылся 30 июня в Чикаго. 

В 2004 году мюзикл «Суини Тодд» в постановке Хала Принса шел в Нью-Йорк Сити Опера. В 2007 году он поставил мюзикл LoveMusik о романе композитора Курта Вайля и актрисы Лотты Ленья. В 2010-м  вместе с американским хореографом Сюзан Строман (Susan Stroman) работал над лондонской премьерой мюзикла «Обретенный Рай» (Paradise Found).

По иронии судьбы, режиссер, который так любил использовать в своих постановках кинематографические приемы, работал в кино совсем немного и не добился таких же выдающихся результатов, как в театре. Уже в конце пятидесятых Харольд Принс принял участие в экранизации мюзиклов «Игры на пижамной фабрике»  и «Проклятые янки», однако самостоятельно снял только две картины — «Кое-что для каждого» (Something for Everyone, 1970) и «Маленькая серенада» (1977) . Обе ленты критиковали за статичность и отсутствие оригинального визуального решения. Черная комедия «Кое-что для каждого», в которой снялись Майкл Йорк (Michael York) и Анджела Лэнсбери (Angela Lansbury), не получила широкого признания. Сюжет этого фильма продолжал одну из тем, затронутых в «Кабаре» — любовь втроем, только на этот раз главный герой становится любовником сына обедневшей графини и дочери богатого бизнесмена.

Имя Харольда Принса навсегда будет связано не с одним десятком успешных шоу.  В 1994 году режиссеру была вручена также Награда Центра Кеннеди за вклад в американскую культуру. Хал Принс — обладатель рекордного количества «Тони» — 21: из них 8 ему были вручены за режиссуру, 8 — за продюсирование, 2 — как продюсеру лучшего мюзикла сезона и 3 — специальных награды за особые достижения.