Райс, Тим (Rice, Tim) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталия Аленичева

Райс, Тим

Rice, Tim

1944

Профессия либреттист

Тимоти Майлз Биндон Райс родился 10 ноября 1944 года в графстве Букингемшир в классической английской семье «среднего класса». Он был старшим из трех детей (у Тима есть два брата, Джо (с которым он написал книгу рекордов Гиннесса в рок-музыке) и Эндрю).

Райс окончил хорошую частную школу, однако высшего образования получать не стал, ограничившись годом обучения в Сорбонне. Вместо этого он начал работать в небольшой юридической конторе, хотя уже в те годы мечтал связать свою жизнь с музыкой — правда, не в качестве автора текстов, а в качестве исполнителя.

Его мать была знакома с Дезмондом Элиотом, который в то время представлял интересы тогда еще никому не известного молодого композитора Эндрю Ллойд-Уэббера, и, узнав, что Тим сам пишет песни, тот посоветовал ему связаться с Эндрю. Тим последовал этому совету и 21 апреля 1965 года написал знаменитое письмо Ллойд-Уэбберу, в котором предлагал поработать вместе. Вскоре за этим последовала встреча, а остальное, как говорится, уже история.

Молодые люди сразу взялись за написание мюзикла по сюжету, предложенному Эндрю — произведение называлось «Такие, как мы». Мюзикл оказался неудачным — во всяком случае, не слишком подходящим для профессиональной сцены — а ставить его в каком-нибудь оксфордском театре новоиспеченный творческий дуэт отказался. Однако следом, в 1968 году, был написан «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ» (Joseph And His Amazing Technicolour Dreamcoat), получивший достаточно широкую известность в Англии, а затем и за ее пределами.

Затем последовал еще один неудачный мюзикл «Вернись Ричард, ты нужен своей стране» (запись песни с одноименным названием можно услышать на недавно выпущенном сборнике из пяти дисков Andrew Lloyd Webber, Now And Forever в исполнении самого Тима Райса), а следом — легендарный «Иисус Христос — Суперзвезда». Надо сказать, что к тому времени Тим уже давно оставил попытки стать юристом и, после недолгой работы в качестве ассистента на студии звукозаписи EMI, полностью сосредоточился на сочинительстве. Концепт-альбом «Суперзвезды», записанный в 1970 году, не вызвал большого ажиотажа в Великобритании, в отличие от в Соединенных Штатов, где запись была встречена очень тепло. Там в 1971 году и состоялась мировая премьера спектакля. Через два года Норманом Джуисоном был снят одноименный фильм, а в 2000 году — новая видеоверсия мюзикла.

После «Иисуса» творческие пути соавторов начали расходиться. Первоначально оба они собирались работать над мюзиклом по мотивам известных в Англии расказов П. Дж. Вудхауза о Берти Вустере и его дворецком Дживсе, однако Тим вскоре понял, что хочет заниматься совсем другим: а именно — написать мюзикл об Эве Перон, жене аргентинского диктатора, умершей от рака в 33 года. Эндрю, тем не менее, продолжил работу над «Дживсом» с другим автором, Аланом Эйкбурном, однако это шоу ожидал провал. Тогда композитор вернулся к своему первому либреттисту — Тиму. Концепт-альбом «Эвита», записанный в 1976 году, сразу стал очень популярен в Великобритании. Тим к тому времени уже был семейным человеком: он женился в 1974 году на Джейн Макинтош, и в том же году у них родилась дочь, которую назвали Эва Джейн Флоренс, в 1977 году родился сын Дональд.

В 1978 году «Эвита» была поставлена на сцене. Главные роли в спектакле исполняли тогда еще никому не известная Элейн Пейдж (сейчас ее называют королевой британского театра) и поп-певец Дэвид Эссекс. Вскоре стало известно, что Элейн и Тима связывают не просто дружеские отношения. Все это не очень нравилось его ближайшему другу и соавтору (Эндрю, в то время еще примерный семьянин, не знал, что очень скоро он окажется в той же ситуации с Сарой Брайтман). Тем не менее, до развода с Джейн Макинтош дело не дошло, хотя пресса вовсю смаковала подробности романа.

В этом же году между соавторами произошла серьезная размолвка. Эндрю, всю жизнь мечтавший написать что-нибудь о кошках, загорелся идеей мюзикла, в основе которого лежал бы цикл стихотворений Т. С. Элиота Old’Possum’s Book of Practical Cats. Участие либреттиста в этом проекте не требовалось, но нужно было написать одну балладу (речь шла о знаменитой Memory). Тим вначале отказался — как считается, потому, что Элейн не было в составе участников. Однако, когда в последний момент исполнительница главной роли Джуди Денч повредила ногу, и стало ясно, что главную роль будет играть Элейн, Тим написал текст на мелодию Эндрю. Композитору текст понравился, однако проблема заключалась в том, что режиссер спектакля, Тревор Нанн, представил свою версию текста, и в итоге на ней и было решено остановиться. Нетрудно догадаться, что это повлекло за собой огромную обиду со стороны Райса и разрыв его отношений с Ллойд-Уэббером. После этой истории при написании практически каждого своего мюзикла Эндрю предлагал Тиму сотрудничество, но — увы: вместе они написали только небольшую комическую постановку «Крикет» к юбилею королевы. С 1978 года их пути окончательно разошлись.

Тима давно привлекала идея написания мюзикла, действие которого проходило бы во времена Холодной войны. За основу сюжета был взят шахматный матч между Фишером и Спасским в Рейкъявике. Когда-то Райс даже предлагал Эндрю работать вместе, но у Ллойд-Уэббера были свои творческие планы. В итоге музыку к мюзиклу «Шахматы» сочинили Бенни Андерсон и Бьорн Ульвеус — члены знаменитого квартета АББА. Концепт-альбом (излюбленная практика Тима) был записан в 1983 году, главные партии исполнили, разумеется, Элейн Пейдж (песня I know Him So Well была автобиографичной), Мюррей Хед (Иуда из оригинальной записи «Иисуса») и Томми Кернберг. Альбом хорошо продавался в Европе, а песня I know Him So Well долго удерживала первое место в чартах, и был признана самым популярным женским дуэтом. В 1984 году спектакль был поставлен в Лондоне, где шел в течение трех лет. По иронии судьбы, режиссером был Тревор Нанн. К сожалению, бродвейская версия спектакля провалилась — это было не в последнюю очередь связано с неудачной постановкой. Кроме того, в сюжет мюзикла и текст либретто без ведома Райса были внесены изменения, от чего сюжет стал еще более запутанным, чем вначале. Тем не менее, в последствии спектакль ставился множество раз (сейчас его можно посмотреть в Стокгольме) и остается, пожалуй, любимым произведением Тима Райса.

Одним из кумиров юности Тима был Клифф Ричард (он записывался на EMI в то время, как Тим там работал), и Тим был очень рад, когда Клифф предложил ему совместную работу над мюзиклом. Так появился «Хитклифф», созданный в соавторстве с Джоном Фарраром. Кроме того, Тим вернулся к своей идее музыкального спектакля о короле Ричарде Львиное Сердце, и вместе с композитором Стивеном Оливером написал мюзикл «Блондель» о менестреле Ричарда (не особенно успешный). Для легендарного Фредди Меркьюри Тим написал две песни — Fallen Priest и Golden Boy, которые звучат на альбоме «Барселона». Кроме того, он сотрудничал с такими композиторами, как Вангелис, Франсис Лей, Пол Маккартни и многими другими. Вместе со знаменитым «диснеевским» композитором Аланом Менкеном они создали мюзикл «Король Давид», некоторое время шедший в Америке. В 1994 году Тима посвятили в рыцари, и теперь он именуется сэром.

А затем наступила эра Диснея. Началась она с того, что Тима попросили сочинить несколько песен для мультфильма «Алладин» (постоянный соавтор Менкена скоропостижно скончался), и песня A Whole New World принесла Райсу его первого «Оскара». После этого к нему обратились с предложением написать песни для следующего мультфильма студии Диснея — «Король Лев», и в качестве композитора Тим выбрал Элтона Джона (у них уже был небольшой опыт совместной работы — песня Legal Boys). Мультфильм стал суперпопулярным, а Тим добавил в свою коллекцию еще одну премию киноакадемии, за песню Can You Feel The Love Tonight. В 1996 году, наконец, были воплощены планы по экранизации «Эвиты». Ради этого проекта бывшие «заклятые друзья» были вынуждены вновь объединить свои усилия (да так, что в итоге помирились), и не зря — песня You Must Love Me принесла Тиму третьего, а Эндрю — первого «Оскара».

Затем последовала еще одна совместная работа Райса и Элтона Джона — мюзикл «Аида». И опять успех — пять премий «Тони» и «Грэмми». После этого Тим и Элтон снова обратились к мультипликации и написали песни к мультфильму «Дорога на Эльдорадо» студии Dreamwork. Эта работа на сегодня — последний крупный проект либреттиста. Однако Тим Райс не сидит без дела — совсем недавно в Стокгольме была поставлена шведская версия «Шахмат», вскоре в Голландии открывается «Аида», к выходу в свет готовится второй том его автобиографии (первый был написан в 1997 году и охватывает период жизни до 1978 года).

Тим по-прежнему женат на Джейн Макинтош. Их роман с Элейн Пейдж закончился в начале девяностых. Недавно у него родился третий ребенок, девочка (правда, не от Джейн).