Не всем известно, что человеком, который первым исполнил роль Призрака в знаменитом мюзикле Эндрю Ллойд-Уэббера «Призрак Оперы» был не Майкл Кроуфорд. И даже не Стив Харли. Это был ирландец Колм Уилкинсон, который в конце концов предпочел роли романтического урода роль беглого каторжника.
Колм родился 5 июня 1944 года в Дублине. Он был пятым по старшинству ребенком в семье, где всего было десять детей. В семье все увлекались музыкой, и Колм вспоминает сейчас, как в разных углах их небольшого дома звучали произведения разнообразных музыкальных жанров, причем все одновременно: он слушал Элвиса и Эдди Кочрэйна по радио, родители предпочитали Пуччини, а его братья и сестры — Гилберта и Салливана. Колм с братом пели песенки в стиле «Братьев Эверли», а сестры пародировали «Сестeр Эндрюз». Отец, который по роду своих занятий (он был подрядчиком по укладке асфальта и Колм пять лет работал в его бригаде) не имел к музыке никакого отношения, но очень ее любил, научил юного Колма играть на банджо, тем самым определив будущую карьеру своего сына. В шестидесятые годы Колм начал играть рок-н-ролл в разных уголках Дублина с разными коллективами: Сhris Lambe Snowband, The Action, The Jim Doherty Quartet, The Four Aces. В 1968 году он присоединился к профессиональной кабаре-группе The Witnesses, с которой он стал выезжать на гастроли в другие страны. Именно тогда он впервые познакомился с театральной жизнью.
Уже в 1972 году Колму предложили роль Иуды в рок-опере «Иисус Христос — Суперзвезда». «Я особенно не рвался играть Иуду...» — говорит Колм, — «но в спектакле были заняты многие мои друзья, и я решил, что стоит попробовать. А потом я услышал эту музыку...». Именно с тех пор у него установились тесные дружеские отношения с авторами знаменитой рок-оперы, и особенно с либреттистом Тимом Райсом, который сыграл немаловажную роль в актерской карьере Колма Уилкинсона. Колм играл Иуду шесть месяцев в Дублине, а потом еще два с половиной года — в Лондоне. Он мечтал сыграть Христа и даже, выучив всю партию, договорился с актером, который исполнял Христа, поменяться ролями на один спектакль. Их плану не суждено было осуществиться, и Колму так и не удалось сыграть заглавную роль в этом спектакле; но на многих cвоих концертах он поет теперь знаменитую Gethsemane.
Колм начал сочинять музыку сам. Он выпустил альбом «К. Т. Уилкинсон» (именно под таким именем певец выступал в начале своей карьеры), занявший первую строчку ирландских хит-парадов 1977 года; его песни побеждали в финале Ирландского Национального Конкурса Песен в течении нескольких лет. Постепенно Уилкинсон становился настоящей звездой. В 1978 году он выступил на Евровидении, представляя Ирландию со своей собственной песней Born to Sing. Хотя эта песня и не заняла призового места, она была выпущена отдельным диском и хорошо продавалась во многих странах.
Колм работал также на радио и телевидении: в передаче «Я и моя музыка» он пел песни собственного сочинения. Кроме того, он исполнил две песни на саундтреке фильма Дика Лестера «Ритц» — Liberated Man и Makes No Difference. В 1980 он сыграл в Дублине в спектакле «Дети случая», который был снят для телевидения и исполнил роль Ирода в ирландском телеспектакле «Рок-Рождество». Кроме того, Колм Уилкинсон продолжал сам сочинять музыку, в том числе саундтреки к документальным фильмам (например, к шведской картине «Власть и мечта» о президенте Америки Джимми Картере). В это же время им была написана песня The Changing Face Of Ireland для документальной ленты о жизни ирландцев в Америке.
Не забывал он и о музыкальном театре. Уилкинсон был приглашен на роль Шейлока в лондонский спектакль Fire Angel — мюзикл по мотивам шекспировского «Венецианского купца». Эта работа оказалась настолько удачной, что Колму предложили работать в Национальном Театре в качестве драматического актера, однако карьера в драматическом театре не его устраивала. Колм Уилкинсон хотел петь. Он сыграл в мюзикле «Адам и Ева» в Дублине, записал партию Че на концепт-альбоме рок-оперы «Эвита», в начале восмидесятых играл в мюзикле «Голоса» о жизни Жанны д’Арк, но он все еще ждал роли, в которой он смог бы в полной мере совместить талант драматического актера и певца.
В 1985 году Эндрю Ллойд-Уэббер пригласил его исполнить роль Призрака в первом акте будущего мюзикла «Призрак Оперы», который композитор собирался представить избранной публике на очередном Сидмонтонском фестивале (этот фестиваль регулярно проходит в поместье композитора Сидмонтоне). Уилкинсон вложил в роль весь свой темперамент: «Они дали мне настоящий топор — глупые люди!... потом щепки от брусьев валялись повсюду». Возможно, Колм и стал бы первым в истории Призраком, если бы не вмешалась судьба в лице Тима Райса.
В то время Тим Райс был занят постановкой своего мюзикла «Шахматы» (Колм позже споет в одной из концертных версий этого мюзикла). Он пригласил режиссера Тревора Нанна на обед, в надежде, что тот возьмется за его спектакль. Но Тревор сообщил, что очень занят другим проектом — мюзиклом «Отверженные», и поделился своими заботами, связанными с трудностями подбора исполнителя на роль Вальжана; были рассмотрены многие кандидатуры, и ни одна не удовлетворяла требованиям постановщиков. Дополнительная сложность состояла в том, что по роли Вальжан должен был исполнять одну сцену, держа на руках взрослого юношу (а точнее Майкла Болла, уже выбранного на роль Мариуса и ставшего впоследствии большим другом Колма Уилкинсона).
Партия Вальжана была написана для баритона, но тенора Уилкинсона это не смутило. Когда Колм пришел на прослушивание, Тревор Нанн сказал ему: «Мы знаем, что вы сможете это спеть, мы слышали „Эвиту“, мы хотим посмотреть, сможете ли вы это сыграть». На прослушивании Колм исполнил Anthem из Chess и Heaven on their Minds из Jesus Christ Superstar, продемонстрировав широкий диапазон своего голоса, и монолог Вальжана (Soliloquy), после чего единогласно был утвержден на главную роль. Поначалу музыкальный материал мюзикла «Отверженные» не произвел на Уилкинсона большого впечатления, поскольку ему были более привычны произведения в стиле рок, такие, как «Шахматы» и «Эвита», но режиссура Тревора Нанна помогла ему прочувствовать мюзикл. Клод-Мишель Шонберг, услышав, как поет Колм, тут же уехал в Париж, чтобы вскоре вернуться с нотами песни Bring Him Home, которые он дрожащими руками передал Колму, сообщив: «Я написал эту песню, я написал ее специально для вас».
В сентябре 1985 года Уилкинсон вышел на лондонскую сцену в роли Жана Вальжана. Когда спектакль был поставлен на Бродвее, он был единственным британским актером, которого взяли играть в американской версии «Отверженных». Несмотря на приверженность к родным актерам, местные критики признали, что Уилкинсон великолепен. За роль Вальжана его номинировали на Премию Лоуренса Оливье, Тони и Drama Desk. Он также был удостоен наград Helen Hayes, Outer Critics Circle, а в 1987 году ему вручили премию Theatre World. В 1998 году Колм Уилкинсон исполнил Вальжана в Канаде, а в 1999 году в своем родном Дублине. Скоро он сыграет свою любимую роль в первой китайской постановке «Отверженных» в Шанхае.
Роль Призрака также не ушла от Колма Уилкинсона. Он сыграл его в канадской постановке мюзикла в 1989 году, получив награду Dora Mavor за выдающееся исполнение мужской роли в мюзикле. Призрак Уилкинсона был принят очень хорошо. Как изменилась бы карьера Колма, если бы он исполнил эту роль сразу после Сидмонтонского фестивала? Трудно сказать. Но Колм никогда не жалеет, что выбрал Вальжана. «Кто-то сказал, что я готовился к роли Вальжана всю свою жизнь. И я с этим согласен». — говорит он.
В 1997 году Колм записал альбом Stage Heroes, в который вошли песни из разных мюзиклов. На его концертах звучит самый разный репертуар — от ирландских народных песен до поп-композиций и арий из мюзиклов. Несколько лет назад он ездил по Северной Америке с турне Music of the Night — как можно догадаться, это были концерты, состоящие из песен Эндрю Ллойд-Уэббера. На одном из представлений гостями были Патти ЛюПон и сын Колма — Аарон Уилкинсон, певец и композитор. С Аароном актер исполнил трогательный дуэт «Отец к сыну». В концерте, посвященном десятилетию мюзикла «Отверженные» (1995) он вновь исполнил роль беглого каторжника, а на юбилейном гала-концерте Камерона Макинтоша Hey, Mr. Producer!, кроме Жана Вальжана, вышел в еще одной своей звездной роли — Призрака Оперы. В 2002 году вышел очередной сольный альбом певца — Some of My Best Friends Are Songs.
Колм Уилкинсон уже давно обосновался в Канаде вместе со своей супругой Дейдрой, на которой женат всю жизнь. Дейдра любит повторять: «Он может играть в любовь со своими партнершами на сцене, но он всегда возвращается ко мне». Его привязанность к Ирландии, хотя он уехал оттуда, так же постоянна. Колм написал трогательный гимн Mother Ireland и продолжает гордиться тем, что он ирландец. Другим предметом гордости Колма является его борода, которую он отказался брить даже для «Отвереженных», предпочитая ее красить под седину. Правда, однажды ему пришлось с ней ненадолго расстаться — Призрака с бородой продюсеры мюзикла не могли себе представить.
У Колма четверо детей все они носят библейские имена (Аарон, Иудифь, Симон и Сара) — ирландцу Уилкинсону нравится древность и значимость этих еврейских имен. Из них по крайней мере Аарон унаследовал музыкальный дар отца, и, когда его спрашивают, какой урок дал ему его отец на этом поприще, он повторяет: «Мой отец всегда говорит: пой каждую песню так, будто она последняя в твоей жизни.»
Но мы будем надеяться, что Колм Уилкинсон споет еще много новых песен.
Предполагалось, что Уилкинсон исполнит роли Сервантеса/Дон-Кихота в обновленной постановке мюзикла «Человек из Ла-Манчи» в Лондоне, но, к сожалению, певец так и не принял участие в этом спектакле. Тем не менее, он спел две центральные арии — «Man of La Mancha» и «Impossible Dream» — на своем диске «Stage Heroes».
В 1990 году Колм Уилкисон записал главную мужскую партию на концепт-альбоме мюзикла Фрэнка Уайлдхорна «Джекилл и Хайд». Колм шутит по этому поводу: «Я спел две роли, но заплатили мне только за одну».
Колм любит рассказывать о своей работе над образами. Например, чтобы исполнить роль Призрака, ему не хватило прочтения книги Гастона Леру — она не вызвала отклика в его душе. Значительно больше помогла экскурсия по парижской Опере с посещением знаменитых подвалов. В случае с Вальжаном, напротив, актера вдохновила именно книга. Однако сильнее всего, по собственным словам Колма Уилкинсона, его вдохновляет музыка — именно из нее он выводит образы своих героев.