Мюзикл Оливер! — Мюзиклы
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Наталья Карпова, Светлана Бутовская

Оливер!

Оливер!

1960

музыка Lionel Bart (Лайонел Барт)

либретто Lionel Bart (Лайонел Барт)

Мюзикл «Оливер!» (Oliver!) был написан в 1960 году британским композитором и либреттистом Лайонелом Бартом. Как это не раз случалось с шоу, которым было суждено на долгие годы завоевать любовь публики, его автору не сразу удалось найти продюсера. В случае с «Оливером!», в основе которого лежит первая часть романа Диккенса «Оливер Твист», лондонских импресарио не устроил слишком мрачный сюжет. Однако, в конце концов 28-летнему Барту улыбнулась удача: любительскую запись мюзикла в исполнении Лайонела и его друзей услышал продюсер Дональд Олбери. Он сразу почувствовал в мюзикле значительный потенциал и взялся за его постановку.

Над спектаклем работала молодая талантливая команда. Впечатляющие декорации и костюмы, воссоздающие атмосферу викторианской Англии, были придуманы Шином Кенни. Режиссуру доверели Питеру Коу. Репетиционный период стал для актеров настоящим мучением — не проходило и дня, чтобы в текст или в музыку не вносились изменения. И все же премьера состоялась в намеченный день — 30 июня 1960 года.

«Оливер!» переносит зрителей более чем на сто лет назад. Действие начинается в приюте для сирот — он же работный дом. Мальчики строем идут к обеденному столу. Они мечтают о вкусной еде, а получают лишь жидкую овсяную кашу. Съев свою крохотную порцию, один из них — Оливер Твист — осмеливается попросить добавки. Заведующий приютом м-р Бамбл приходит в ярость и решает продать строптивого мальчишку в ученики. Оливера покупает м-р Сауэрбэри, гробовщик. Подмастерье, нанятый раньше Оливера, плохо обращается с мальчиком. Однажды, оскорбленный обидой, нанесенной его покойной матери, мальчик дает мучителю сдачи. Оливер наказан, но ему удается убежать, и, через много дней пути, он оказывается в Лондоне.

Лондон ошеломляет мальчика шумом и суетой. Здесь Оливера берет под крыло Искусный Плут (Artful Dodger), один из главных воришек целой банды, которой командует мастер карманного воровства Фейгин. Плуту кажется, что Оливер им подойдет, и он приглашает его с собой. В логове воров Оливер знакомится с Фейгином, который объясняет Оливеру, что надо делать, если он хочет остаться с ними — надо научиться шарить по карманам. Мальчишки показывают ему, как это делается. Появляются Бет и Нэнси, добрая разбитная девица, подружка грозного вора Билла Сайкса. Нэнси поет о том, что и такая жизнь тоже прекрасна, а риск только придает ей прелести.

На следующее утро Фейгин отправляет своих подопечных «на работу» и велит им возвращаться поскорее. Оливер начинает свою карьеру преступника вместе с Искусным Плутом, который вытаскивает бумажник у м-ра Браунлоу. Воришке удается скрыться, а Оливер схвачен полицией. Сайкс боится, что Оливер донесет в полицию на их шайку, и приказывает Нэнси вернуть его. Нэнси любит Сайкса не смотря ни на что, поэтому она, хоть и неохотно, но соглашается найти Оливера. М-р Браунлоу добился, чтобы Оливера освободили, и забрал его в свой дом в Блумсбери. Но эта светлая и радостная жизнь длится недолго. Оливера посылают с поручением, и на улице его ловят Нэнси и Сайкс. Оливер снова оказывается у Фейгина.

Сайкс забирает у Оливера деньги, которые дал ему м-р Браунлоу для выполнения поручения, и угрожает ему, Нэнси вступается за мальчика. Сайкс и Нэнси вступают в жаркий спор, Фейгин пытается успокоить их. Он отправляет мальчиков на работу и начинает размышлять, не пора ли ему бросить жизнь преступника.

Тем временем вдова Корни, теперь — жена м-ра Бамбла, узнает из предсмертных слов одной старухи, что Оливер — сын богатой женщины, которая умерла, как только он родился. По именному медальону становится известно, что она — дочь м-ра Браунлоу, сбежавшая из дома. Бамбл и вдова Корни решают посетить м-ра Браунлоу и потребовать у него денег за сведения об Оливере. Услышав всю историю, м-р Браунлоу возмущен их наглостью и жадностью и вышвыривает их вон, поклявшись, что он позаботится о том, чтобы их сместили с должности заведующих приютом.

Нэнси решает помочь Оливеру, не предавая при этом Сайкса. Она приходит к м-ру Браунлоу и обещает тайком увести Оливера, чтобы передать мальчика его деду. Но прежде чем ей удается это сделать, Сайкс, который ошибочно считает, что она предала его, жестоко убивает девушку. Сайкс берет Оливера в заложники и бежит к логову Фейгина. За ним начинается погоня. Наконец, Сайкс убит, а Оливер обретает свой дом. Фейгин исчезает. Останется ли он преступником или станет честным человеком?

«Оливер!» не сходил с подмостков театра New Theatre (ныне Albery) более шести лет. К моменту закрытия в активе шоу было 2 618 представлений. Этот рекорд удалось побить только рок-опере «Иисус Христос Суперзвезда». Любопытно, что через четыре месяца после закрытия шоу открылось в другом театре в новой, не менее успешной постановке.

Спустя два года после премьеры в Уэст-Энде американский продюсер Дэвид Мэррик приобрел права на постановку; однако, прежде чем представить мюзикл бродвейской публике, он отправил шоу в пятимесячное турне по стране (всего «Оливер!» был показан в одиннадцати городах). Кроме того, на одной из голливудских студий был записан альбом с участием американских актеров, хотя мюзикл все еще не шел на Бродвее. Сейчас выход записи, предшествующий постановке — обычное явление, тогда же это был вынужденный шаг. Объяснялся он тем, что в страну стали проникать пиратские копии записи лондонского состава, и, чтобы удовлетворить интерес публики к мюзиклу Барта и готовившейся постановке, было решено выпустить пластинку с записью участников бродвейского шоу.

Премьера на Бродвее состоялась 6 января 1963 года. В этот день на сцену Imperial Theatre вышли и четыре участника оригинального лондонского состава. Спектакль был показан 774 раза и до пришествия «Эвиты» Уэббера занимал первое место среди британских мюзиклов по количеству представлений, сыгранных на Бродвее. «Оливер!» был принят тепло не только публикой, но и критикой. Свидетельство тому — три награды Тони за 1963 год, которых были удостоены Лайонел Барт (за музыку, либретто и тексты песен), Дональд Пиппин (дирижер и музыкальный руководитель) и Шинн Кенни.

Сложнейшие декорации Шина Кенни были изготовлены в Лондоне, так как Американская ассоциация дизайнеров отказалась принять британца Шина Кенни в свои ряды и он не мог работать в Америке.

В 1968 году был снят фильм, закрепивший коммерческий и зрительский успех мюзикла. Картина получила шесть наград Американской Киноакадемии.

«Оливер!» принес своему автору мировую славу и состояние. Однако, когда Барту потребовались средства для финансирования нового проекта, он продал все права на мюзикл. Позднее, в 70-80-х, Барт, пристрастившийся к наркотикам и алкоголю, жил в нищете, в то время как «Оливер!» ставился по всему миру.

Наряду с «Моей прекрасной леди» и «Скрипачом на крыше», «Оливер!» по-прежнему остается одним из наиболее популярных и любимых мюзиклов 60-х. Он регулярно ставится в различных городах мира, в том числе и у себя на родине. Самое грандиозное возвращение «Оливера!» в Уэст-Энд состоялось в декабре 1994 года, когда в лондонском Палладиуме открылась постановка с Джонатаном Прайсом в роли Фейгина, Салли Дэкстер в роли Нэнси and Майлсом Андерстоном в роли Билла Сайкса.

Шоу продюсировал Камерон Макинтош, который в начале своей театральной карьеры был участником хора, и, по совместительству, ассистентом помощника режиссера в гастрольном туре «Оливера!» в1965 году. Он не только подарил зрителям великолепное шоу, но и восстановил справедливость по отношению к Лайонелу Барту, предоставив ему права на часть доходов от мюзикла. Режиссером новой версии шоу был Сэм Мендес, до этого ставивший пьесы Шекспира в Королевской Шекспировской Труппе. Стивен Спилберг, посетивший одно из представлений, был настолько впечатлен его трактовкой классического мюзикла, что несколько лет спустя пригласил Мендеса в картину «Красота по-американски», принесшую Сэму огромное количество наград, в том числе Оскар и Золотой Глобус.

«Оливер!» в постановке Сэма Мендеса закрылся в 1998 году, после чего шоу отправилось в турне, а затем на Бродвей.

Роман Чарльза Диккенса «Оливер Твист» начал публиковался по частям в лондонском журнала Bentley’s Miscellany в 1837 году. Роман был настолько популярен, что Диккенс постарался закончить его как можно скорее, и в 1838 году вышел трехтомник. Однако, несмотря на выход книги, «Оливер Твист» продолжал публиковаться в журнале еще полгода. В 1838 году, еще до того, как книга была завершена, по ней впервые был поставлен спектакль, шедший в лондонском театре St. James. Уже на следующий год пьеса по «Оливеру Твисту» игралась в Нью-Йорке. С тех пор более 30 инсценировок романа шли в театре или становились сценариями кинофильмов. На роль Оливера в экранизации мюзикла претендовало 250 юных актеров. В итоге роль осталась за девятилетним Марком Лестером (Mark Lester). На роль Фейгина кроме Рона Муди (Ron Moody) рассматривались также следующие кандидатуры: Лоуренс Оливье (Laurence Olivier), Рекс Харрисон (Rex Harrison), Ричард Бартон (Richard Burton), Питер О’Тул (Peter O’Toole), Дэнни Кей (Danny Kaye), Лоуренс Харви (Laurence Harvey) и Питер Селлерс (Peter Sellers).