Бродвей жив, несмотря на кризисы (Композитор Александр Шевцов делится впечатлениями о мюзиклах, которые ему удалось посмотреть в Нью-Йорке в ноябре 2017 года) — Впечатления
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Александр Шевцов

Бродвей жив, несмотря на кризисы

Композитор Александр Шевцов делится впечатлениями о мюзиклах, которые ему удалось посмотреть в Нью-Йорке в ноябре 2017 года

Мюзикл «Авеню Кью»:
«Улица Сезам» для взрослых

Я «вернулся в мой город, знакомый до слёз», в котором не был почти 22 года, и чуть придя в себя, сразу промчался на Таймс-Сквер в поисках билетных касс, где можно купить билеты на бродвейские спектакли со скидкой. Доброжелательные копы показали мне это заветное для туристов место, но придя туда в начале седьмого с намерением поинтересоваться «ну что у вас есть сегодня», я вдруг обнаружил, что today is sold out. Все билеты распроданы. Да, господа, билеты на бродвейские мюзиклы раскупаются со стремительной, невероятной скоростью, несмотря на их не просто высокую, а... высокую стоимость.

Чем новее шоу, тем оно дороже. Например, на мюзикл Come from awayбилеты стоили порядка 430 долларов. Вообще (возможно, эта информация кому-то пригодится) купить билеты со скидкой можно в основном на спектакли, которые идут давно — такие, как «Призрак Оперы» или «Чикаго». С мюзиклами «премиум-класса» это сложно и практически невозможно. Так что если хотите увидеть что-то новое (я хотел, т.к. вышеназванное уже видел) — будьте готовы раскошелиться. В среднем билет на топовый мюзикл будет стоить порядка 100-130 долларов.

Но в первый вечер мне всё же повезло. Мне предложили билет на офф-бродвейский мюзикл Avenue Q всего за 30 долларов. Это очень известный и давно идущий мюзикл, который изначально не входил в мои планы. Но и сидеть вечером в номере тоже не входило в мои планы, поэтому я пошёл. И нисколько не пожалел.

Не буду много говорить про Avenue Q, о нём немало информации в сети. Это остроумная пародия на «Улицу Сезам». Точнее сказать, это мюзикл о жизни, сделанный в стилистике «Улицы Сезам», но для взрослых: люди и куклы на сцене говорят о всевозможных жизненных проблемах, включая неудачи в карьере, секс, гомосексуализм и пр. Музыка предельно проста, в «сезамовском» стиле. Всё это очень весело и остроумно (насколько я мог судить по хохоту в зале, поскольку моего английского было, увы, недостаточно, чтобы понимать быстрые диалоги). Актёры (молодые, играющие по несколько ролей, поющие да ещё и кукловоды) — выше всяких похвал.

Вообще, насколько я понял, остроумные и смешные диалоги — неотъемлемая часть классического мюзикла. Если у вас проблемы с языком, то лучше идти на что-то типа «Призрака Оперы» или «Отверженных», где в принципе диалогов нет и всё и так понятно.

Мюзикл «Визит оркестра»:
в стиле ироничных комедий  Данелия

Итак, разобравшись, что с билетами на бродвейские спектакли не всё так просто, и лучше брать их заранее (бронировать их из Москвы по ряду объективно-субъективных причин я не стал), я отправился в ту же кассу и купил билет на мюзикл, о котором хочу рассказать отдельно, потому что мне он понравился едва ли не больше всех, что я увидел. Это The Band’s Visit, совсем свежее представление, премьера которого состоялась в ноябре этого года в Театре имени Этель Бэрримор. Музыку и тексты к нему написал Дэвид Язбек, известный бродвейский композитор, специализирующийся в основном на превращении фильмов в мюзиклы.

«Визит оркестра» поставлен по мотивам израильского одноимённого фильма 2007 года. Это забавная история (забавная на первый взгляд, а на самом деле очень проникновенная и щемящая) о том, как небольшой оркестрик египетской полиции, приглашённый в израильский город на открытие египетского культурного центра, по ошибке попадает в богом забытую израильскую деревушку с похожим названием. Денег на гостиницу нет, следующий автобус только через сутки.

Молодая хозяйка кафе Дина, войдя в положение горемык, оказавшихся в незнакомом месте, в чужой стране, с которой к тому же не самые дружественные отношения, помогает им разместиться по разным своим знакомым, а к себе приглашает дирижёра-подполковника. На этой почве возникают всевозможные комичные ситуации, и поначалу отчуждение, неизбежное при столкновении разных культур, наций и менталитетов, сменяется взаимопониманием и даже теплотой. «В конце концов, мы все — люди, и мы всегда найдём общий язык, если захотим» — вот о чём этот мюзикл.

В нём нет ярких комических ситуаций и гэгов, как, например, в «Продюсерах», скорее это история в стиле ироничных комедий моего любимого Георгия Данелия. Один из оркестрантов, приглашённый в дом молодой супружеской пары, пока они бурно ссорятся, «убаюкивает» их орущего в кроватке младенца мягкой мелодией на кларнете. Другой никак не может добраться до телефона-автомата, чтобы позвонить в египетское посольство — у телефона круглосуточно находится лохматый парень, который ждёт звонка. «Ещё не позвонила?» — спрашивают его проходящие мимо жители деревни. «Нет. Но скоро», — отвечает он.

Сам дирижёр-подполковник, не очень молодой, кажущийся поначалу сухим и зажатым, а на деле —одарённый и глубокий музыкант, потерявший не так давно жену, нравится одинокой и красивой Дине, но его личная драма является препятствием для их сближения, и он — только гость в её доме. Никаких особенных событий. Просто жизнь.

В этом спектакле мне было понятно практически всё. Отчасти потому, что египтяне и израильтяне общаются между собой по сюжету на скверном английском.

Музыка в мюзикле весьма симпатичная, и что интересно, она имеет не просто ближневосточный колорит, и исполняется с участием соответствующих инструментов. Артисты на сцене (оркестранты) часто играют вместе с оркестром сопровождения, сидящим в оркестровой яме. И звучит это довольно свежо и необычно. Если кто-то бывал когда-нибудь, допустим, в Тунисе или Египте, он поймёт, о какой музыке идёт речь. Но там её зачастую бывает много, и она может утомить. Здесь — ровно столько, сколько нужно.

«Однажды произошло одно событие. Оно не было очень важным», — предупреждает нас с самого начала надпись на экране перед сценой. Действительно, ничего особенно важного. Просто «Визит оркестра».

Мюзикл «Однажды на этом острове»:
высочайший уровень профессионализма

Ещё про один замечательный мюзикл, который я посмотрел в Нью-Йорке, хотелось бы вкратце рассказать. Он называется Once On This Island («Однажды на этом острове») и произвёл на меня весьма сильное впечатление, прежде всего высочайшим уровнем профессионализма его создателей и участников. Написали его знаменитые бродвейские авторы Линн Аренс (стихи и либретто) и Стивен Флаерти (музыка). На мюзикл этих же авторов, идущий сейчас на Бродвее , «Анастасия», билеты купить непросто — суперхит.

«Однажды на этом острове» идёт в необычном театре Circle in the Square. Это действительно, практически цирк — внизу что-то вроде арены, а вокруг — зрительные места. Отсюда и ощущение «вовлечённости» в действие, дистанция между сценой и зрителями минимальна, всё разыгрывается прямо перед тобой (а я и сидел близко, артистов можно было просто даже потрогать).

«Однажды...» — это своеобразная вариация сказки Андерсена «Русалочка». На некоем острове живут в определённой гармонии туземцы и боги. Однажды молодой белый юноша из богатой семьи попадает в автокатастрофу, и от смерти его спасает и выхаживает крестьянская девушка Ти Мун. И, естественно, влюбляется в него. Но злой демон смерти предъявляет свои права на жизнь юноши. И тогда Ти Мун предлагает демону в обмен на его жизнь свою — до поры до времени. Когда юноша выздоравливает, у них с Ти Мун, конечно, возникает роман. Но, как и положено, он помолвлен с девушкой из богатой семьи и женится на ней, разбивая тем самым несчастной Ти Мун сердце. И когда снова появляется демон и предлагает Ти Мун убить бывшего возлюбленного — как возможный вариант сделки — она отказывается, после чего становится частью красивого дерева, чем-то вроде лесного духа, как я понял.

Вот такая романтическая история. Спектакль идёт без антракта и смотрится на одном дыхании — благодаря великолепному актёрскому ансамблю. Практически все артисты — чёрные, кроме двух — главного героя и «богини воды», которую играет Леа Салонга (да-да, та самая знаменитая "Мисс Сайгон! Мне повезло увидеть её, и она великолепна). Вообще все играют так, что можно слегка обалдеть — настолько это профессионально, и вместе с тем естественно.

Небольшой оркестр из четырёх человек создаёт невероятно плотное звучание, яркую смесь этакого афро-кубинского регги и всего чего можно (как и положено в мюзикле).

Ну и кроме того, стоит ли говорить о великолепном звуке, потрясающем свете, безупречном вокале (особенно меня поразили хоровые эпизоды) и всём остальном?

Несколько лет назад в Москве силами студентов ГИТИСа этот мюзикл ставили. В сети я читал довольно язвительные отзывы об этом, в частности, об игре наших молодых актёров.

Скажу честно — после бродвейского спектакля моё сердце некоторое время ещё билось чаще, чем обычно.

Мюзикл «Официантка»:
история о простых вещах

Как-то я спросил знакомого артиста, какой сюжет для мюзикла, по его мнению, сейчас может быть востребован. Он сказал: это должна быть очень «человеческая», «тёплая» история, о понятных и простых вещах.

Американцы тоже так считают, во всяком случае, мюзикл Waitress («Официантка») именно такой. Это одна из новинок Бродвея, и идёт с огромным успехом, залы полные. Песни к нему написала Сара Бареллис, автор и исполнитель в стиле «поп-рок». У нас она, кажется, известна не очень, а в Америке весьма популярна. И это тоже мюзикл на основе одноимённого фильма.

История вкратце такова. Молодая обаятельная женщина по имени Дженна (замечательная актриса Бетси Вольф) работает вместе с двумя подругами официанткой в придорожном кафе и умеет печь удивительные пироги. Она давно думает уйти от нелюбимого мужа, хама и грубияна, который к тому же отбирает у неё все заработанные деньги, но вдруг узнаёт, что беременна от него, и поэтому деваться ей пока некуда. Ситуация осложняется ещё и тем, что у Дженны завязывается роман с наблюдающим её симпатичным врачом (в этой роли сейчас на сцену выходит Джейсон Мраз, очень популярный американский поп-певец, обладатель двух «Грэмми», его я и видел). Но ничего серьёзного из их связи выйти не может — доктор женат. В общем, всё было бы совсем печально и беспросветно, если бы не жизнелюбивый характер героини, вера в лучшее и поддержка друзей. И постоянный посетитель , одинокий старичок по имени Джо, который и является владельцем кафе и давно хочет передать его в чьи-то умелые руки... умеющие печь такие замечательные пироги. И всё в итоге закончится хорошо.

«Официантка» — симпатичная музыкально- комедийная мелодрама, вполне традиционная, с простыми, но выразительными песнями. Наверное, «долгожителем» Бродвея вроде «Короля-льва» ей не стать (хотя кто знает, сейчас у неё крепкий и стабильный успех). Тут нет падающих на сцену люстр, вертолётов в натуральную величину и хореографического сарказма Боба Фосси. И тем не менее, у современной публики такие истории тоже находят горячий отклик. Потому что, в общем, это же про нашу жизнь, а что может быть интересней нашей собственной жизни, в конце концов?

Мюзикл «Хелло, Долли!»:
нафталином не пахнет

Конечно, я не мог не закончить свой визит на Бродвей чем-то исключительным, уж слишком долго его ждал. Этим исключительным и стал мюзикл Hello, Dolly! — абсолютная легенда американского музыкального театра и один из самых знаменитых мюзиклов всех времён и народов.

Та постановка «Хелло, Долли!», что идёт сейчас — это, конечно, не тот спектакль, что был поставлен когда-то в 1964-м году, а восстановленный (режиссёр Джерри Закс). Восстановлен он, однако, как я понял, в очень близком соответствии оригиналу, никаких современных интерпретаций (их никто и не ждал). Классическая бродвейская хореография, оригинальные оркестровки, лихие «гэги». При этом спектакль, при всей своей нарочитой традиционности, совсем не смотрится архаично и не пахнет нафталином, потому что с начала до конца невероятно динамичен и выдерживает заданный темп. В общем, это как если бы вы захотели посмотреть «Щелкунчика» или «Лебединое озеро» в постановке, условно говоря, Григоровича или даже Петипа. Только восстановленные. Американцы тоже хотят. Они это ужасно любят.

Главная «звезда» «Хелло, Долли!» — Бетт Мидлер, великая американская кино- и театральная актриса и певица, не нуждающаяся в представлении. Рекомендую, кстати, давний фильм с её участием — «Роза», где она воплотила образ самой Дженис Джоплин. Мне повезло увидеть именно её.

Вообще. чтобы понятно, что такое для Америки Бетт Мидлер: эта постановка преподносится не просто как «Хелло, Долли», а как «Бетт Мидлер в «Хелло, Долли!». Именно так гласят афиши, а в программку вложена открытка-памятка: «Я только что видел Бетт Мидлер в «Хелло, Долли!». Кстати, спектакль идёт в старом и легендарном театре Shubert.

И Бетт Мидлер действительно прекрасна. О том, что она ещё и великолепная комедийная актриса, знают все. Чего стоит почти 5-минутная немая сцена в чаплиновском стиле, где Долли в полной тишине, сопровождаемой только хохотом зала, поедает огромное количество пирожных! Описать словами это невозможно, как и чаплиновские пантомимы... А уж когда звучит в её исполнении знаменитый номер «Хелло, Долли!», так знакомый моим коллегам-музыкантам, весь огромный зал просто встаёт, как при исполнении гимна. И это впечатляет.

В общем, посмотреть самый что ни на есть традиционный бродвейский мюзикл в старом бродвейском театре с участием одной из самых знаменитых актрис — да кто бы отказался? К тому же, я очень люблю эту вещь. Кстати, его автор, легендарный Джерри Херман, до сих пор жив и здоров, хотя ему уже скоро 90, и у него ВИЧ. Несмотря на это, выглядит он бодрячком.

В заключение хочу сказать, что Бродвей жив, несмотря на какие-либо кризисы, творческие и экономические. Переполненные залы и отсутствие дорогущих билетов тому подтверждение. Возможно, это не то место, где вершатся судьбы современного театра и происходят «прорывы» в новое и неизведанное. Но то, что Бродвей — сердце такого огромного города, как Нью-Йорк, и оно по-прежнему отменно работает — в этом нет никаких сомнений.