«Чудо-Юдо»: кромешная тьма российского мюзикла (О том, как выдать желаемое за действительное) — Впечатления
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Дария Моргендорфер

«Чудо-Юдо»: кромешная тьма российского мюзикла

О том, как выдать желаемое за действительное

17 сентября в Санкт-Петербурге состоялась премьера мюзикла «Чудо-Юдо» от компании Makers Lab — криэйторов «Мастера и Маргариты» и контемпорари мюзикла «Онегин», который через месяц будет перезапущен как «Демон Онегина» (авторов никак не отпустит тема нечисти, и они ее решили вынести в название). Я содрогаюсь при мысли, что именно в таком виде «Онегин» может-таки доехать до Москвы. Что он вообще однажды доедет до Москвы. Но сейчас не о нем.

То, что эти люди с какой-то детской непосредственностью воспроизводят в «Мастере и Маргарите» любимые фишки из любимых мюзиклов, я готова понять. То, что в «Онегине» примазались к Петру Ильичу и использовали на первых порах чужую афишу — ну, с кем не бывает, от соблазна поюзать готовые удачные решения никто не застрахован.

Но в «Чудо-Юдо» с композитором Антоном Таноновым — сам того не ведая — посотрудничал Джим Стейнман, создатель партитуры к «Балу вампиров». Криэйторы из «Мейкерс Лаб» так и пишут: авторы музыки — Антон Танонов и Джим Стейнман, а в описании спектакля не забывают напомнить людям про «Бал», связывая свое неоднозначное творение с респектабельным европейским хитом.

На это уже обратили внимание поклонники «Бала», обсудили, осудили и даже получили ответ от Анастасии Макеевой, которая в образе злой колдуньи Мурены исполняет в спектакле песню Стейнмана Total Eclipse of The Heart, она же Totale Finsternis/«Кромешная тьма» из «Бала вампиров». Актриса уверяет, что с правами все ок.

Но вопрос не в правах. Вопрос в революционном подходе, который может стать практикой: сочиняем партитуру, добавляем в нее известную песню известного мирового автора (в идеале из мюзикла, хорошо знакомого местному населению), указываем его имя на афише и получаем произведение со знаком качества. Все равно, как к китайской шмотке пришить нашивку с крокодильчиком, чтобы все думали, что она от Lacoste. Но «Мейкерс Лаб» — не нонейм. У них уже есть два громких проекта. Зачем паразитировать на солидном бренде... на двух солидных брендах — «Джим Стейнман» и «Бал вампиров»? Не понятно.

Отдельно хочется сказать про очень красочный визуальный ряд, где тоже не обошлось без цитат. Поскольку «Чудо-Юдо» основано на сказочном фильме Александра Роу «Варвара-краса длинная коса» (в свою очередь основанном на поэме Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее»), в оформлении спектакля авторы решили отдать дань своим любимым фильмам: «Малефисенте», «Чарли и Шоколадной фабрике», «Пиратам Карибского моря» и так далее. Некоторые сцены напоминают мюзикл Wicked, а щупальца гигантского спрута передают привет «Русалочке». В общем, кризис идей налицо.

Конечно, желание сделать успешный, зрелищный продукт для всей семьи похвально. Похвально держать нос по ветру, вдохновляться лучшим. В «Анне Карениной», например, будет сцена на катке как в «Норд-Осте» и настоящая оперная певица, как в «Призраке Оперы», а «Стейдж Энтертейнмент» постарается сделать свою «Золушку» не хуже диснеевских мюзиклов. 

Гораздо сложнее создать что-то самобытное или хотя бы заимствовать не штампы и расхожие решения, а нестандартные, свежие идеи. Но для этого надо как минимум обладать хорошим вкусом и быть прошаренным в музыкальном театре.

Хотела было поставить точку, но наткнулась в интернете на сбор денег на постановку «Чуда-Юда» на краудфандинговой платформе «Планета». Продюсеры «Мастера и Маргариты» и «Онегина» намеревались собрать миллион, а собрали всего 4500 рублей. Хотя предлагали за 50 тысяч личную встречу с авторами проекта. Я бы встретилась, чтобы спросить, на каких основаниях используется Total Eclipse of The Heart, но у меня нет таких денег.