Евгений Загот: «Наш оркестр ничем не хуже бродвейского» — Интервью
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Анастасия Торина

Евгений Загот: «Наш оркестр ничем не хуже бродвейского»

Скоро год как в Московском Дворце молодежи идет мюзикл MAMMA MIA!, в котором звучат песни знаменитой шведской группы АВВА. В антракте спектакля я стала невольным свидетелем диалога двух молодых зрителей. «Разве не слышишь», — уверял один, — «Они под „фанеру“ играют». «Нет», — горячо доказывал другой. — «Вот, как действие начнется, ты назад обернись, и увидишь дирижера в телевизоре». Я решила последовать совету, обернулась и увидела темпераментного брюнета, который не только дирижировал оркестром, но и... подпевал за артистами. О русской версии популярного мюзикла мы беседуем с музыкальным руководителем постановки MAMMA MIA! Евгением Заготом — талантливым музыкантом и композитором.

— Давай начнем с видеокамеры. Во-первых, она тебе не мешает? А во-вторых, зачем она?

— Нет, не мешает. Я к ней привык и совершенно ее не стесняюсь. Ведь артисты могут начать петь, стоя спиной к сцене. Или так, что дирижера им будет просто не видно. Поэтому мониторы висят не только в зале, но и в кулисах. Актеры работают «по руке» дирижера.

— То есть, всё-таки живьем, а не «под фанеру»?

— Только живьём — и девять музыкантов в оркестровой яме, и почти тридцать артистов на сцене. Иначе и быть не может. Каждый вечер, а по выходным — дважды. Со дня премьеры сыграли уже около четырехсот спектаклей.

— Но ведь премьера была только прошлой осенью?

— Совершенно верно. В Лондоне спектакль идет уже восемь лет, на Бродвее — шесть, а в Москве мы готовимся отметить первую годовщину. Для нас это очень серьезная дата.

— А где еще идет спектакль?

— Только в США каждый вечер идет три спектакля — в Нью-Йорке, в Лас-Вегасе и гастрольная версия ездит по стране. Мюзикл идет в Германии, в Испании, в Южной Корее и на родине группы АВВА, в Швеции. Есть еще гастрольная труппа, которая ездит по всему миру — от ЮАР до Китая. Что-то забыл наверняка...

— Ты видел постановки MAMMA MIA! где-нибудь еще кроме Москвы? Можешь сравнить свой спектакль с западными версиями?

— Да, когда меня утверждали музыкальным руководителем постановки, я летал в Нью-Йорк и смотрел спектакль три раза: из зрительного зала, из оркестровой ямы, и с пульта звукорежиссера. Сегодня мне кажется, что уровень московской постановки, культура исполнения гораздо выше, чем в Нью-Йорке.

— А как ты вообще оказался за дирижерским пультом московской MAMMA MIA?

— По образованию я композитор, окончил Московскую консерваторию. Сотрудничал с замечательными эстрадными исполнителями — с Хором Турецкого, Юлианом, Алексеем Гоманом, Сашей Панайотовым и др. Как музыканта и композитора жанр мюзикла интересует меня давно. Некоторое время назад я участвовал в проекте We Will Rock You. Потом пришел на кастинг MAMMA MIA! и неожиданно получил предложение стать музыкальным руководителем московской постановки. Предложение было очень лестным. От многих других планов и проектов пришлось отказаться. В августе прошлого года мы начали репетировать, а в октябре состоялась премьера.

— То есть, коллективу удалось выучить партитуру всего лишь за месяц?

— К концу третьей недели репетиций я знал практически всю партитуру наизусть. А работали мы с труппой и оркестром почти два месяца, то есть все время до первого спектакля. За год работы в мюзикле я провел около трехсот спектаклей. Теперь я могу сказать, что знаю наизусть не только музыкальную партитуру, но и весь текст спектакля.

— Музыкальное представление полностью повторяет западные постановки или всё-таки отличия есть?

— В принципе все постановки MAMMA MIA! очень похожи друг на друга. Мы работали над спектаклем с английской творческой группой, которая ставила его во многих странах. Отступлений от партитуры и от текста нет нигде. Но поскольку в каждой стране мюзикл идет на родном языке, небольшие отличия конечно есть. У нас получилась русская MAMMA MIA! — очень темпераментная и заразительная.

— А как наша публика реагирует на заморские шутки?

— В мюзикле есть несколько фраз, когда зрители смеются всегда. Две 40-летние подружки главной героини устраиваются на ночлег, и одной из них достается надувной матрас. Она растерянно вертит его в руках, а потом безуспешно пытается надуть. Вторая, распаковывая чемодан, бросает ей, не глядя: «Ты дуй, а не соси!» — и зал взрывается хохотом. На самом деле предсказать зрительскую реакцию почти невозможно. Всё зависит от зала. Иногда, несмотря на все наши старания, публика сидит «холодная», ну ничего на нее не действует — даже драйв наших артистов и музыкантов. Но все равно, к концу представления нам всегда удается «завести» зал.

— Это уже к вопросу «В чем секрет успеха?» Так в чем он?

— Ответ очевиден — музыка АВВА, наши музыканты и артисты, которым даже год спустя нравится играть этот спектакль. Это на самом деле так. Недавно в труппе и в оркестре проходило перезаключение контрактов, но не ушел практически ни один человек.

— Весь мюзикл построен на песнях группы ABBA. Как ты относишься к их творчеству?

— Конечно, мне нравится. Голоса у солисток шикарные, а мелодии вообще относятся к золотому фонду мировой культуры. Хотя общее впечатление, на мой вкус, несколько «стерильное», академичное, что ли... Какой-то перчинки не хватает, неправильности... То, что всегда было у «Битлов»...

— Ты сможешь назвать песню из мюзикла, которая тебе нравится больше всего?

— Если выбирать именно одну, то это The Winner Takes It All («Победитель получает все»). Эта песня действительно производит впечатление. Еще я всегда жду с нетерпением заключительных песен спектакля: Mamma Mia, Dancing Queen и Waterloo — под эту музыку я могу «оторваться». Это очень известные композиции, они зажигательные, заводные, и мне кажется, что зрители тоже их предпочитают.

— Как думаешь, чего не хватает мюзиклу в России?

— Долговременного успеха. Как в любом деле. Было много провалов, зритель должен снова поверить в то, что у этого жанра в России есть будущее. MAMMA MIA! в этом смысле большое подспорье. Нужно еще чтобы выросла популяция артистов, которые умеют одинаково хорошо петь, двигаться и играть. А она пока только формируется: кто-то лучше танцует, а поет так себе; другой наоборот — обладает шикарным голосом, но средней пластикой. Всё это дело времени.

— Постановку MAMMA MIA! в России продюсировала компания «Стейдж Энтертейнмент». Как складываются твои отношения с руководством?

— К «Стейдж Энтертейнмент» нет никаких претензий — компания работает, как часы. Команда прекрасная. Чем не Запад? Наконец, мне кажется, я нашел место, где можно долго и интересно работать.

— Есть конкретные планы?

— Есть желание дальше работать вместе. Желание, по-моему, взаимное. О конкретных планах говорить, мне кажется, пока рановато.

2007