«Бал Вампиров»: беззубый хит (Отзыв о мюзикле «Бал вампиров» в театре МДМ) — Рецензии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Дария Моргендорфер

«Бал Вампиров»: беззубый хит

Отзыв о мюзикле «Бал вампиров» в театре МДМ

Первоисточник «Бала» — фильм 1967 года «Бесстрашные убийцы вампиров» Романа Полански, его первое цветное кино. Считается, что картина (в которой сам режиссер сыграл одного из главных героев — студента Альфреда) пародирует фильмы ужасов английской студии «Хаммер», но среднестатистический зритель вряд ли знаком с британским хоррором и пародию не оценит. Почему этот почти не смешной и совсем не страшный фильм принято сопровождать эпитетом «культовый» смогут объяснить разве что влюбленные в творчество Полански киноведы и фанаты ужастиков.


Мюзикл, слава богу, получился динамичнее и смешнее. Киносценарий переработали, некоторые второстепенные сюжетные линии получили развитие, но связь с фильмом осталась — начиная с музыкальной темы вампирского зова, позаимствованной из саундтрека, заканчивая эпизодами с аналогичными мезансценическими решениями.

Пластиковые вампирские зубы на занавесе как бы намекают, что «Бал вампиров» — зрелище хоть и кровавое, но явно несерьезное. Очевидцы свидетельствуют, что европейский зритель хохочет весь спектакль. Виной ли тому беззубый перевод или разница в восприятии юмора, только в русскоязычной версии смех раздается нечасто. Главным источником комического становятся еврей и гей (разумеется, оба — вампиры), а заставить нашу публику посмеяться над меньшинствами, сами знаете, несложно.

Половине своего успеха спектакль обязан венгерскому художнику Кентауру: богатство и детализированность созданных им декораций и костюмов действительно поражают воображение. Роскошь визуального решения служит прекрасным дополнением к эпическому размаху музыки Джима Стейнмана. Мрачный тевтонский пафос и поистине славянская широта стейнмановских мелодий хорошо ложатся на отечественное ухо. Почти каждая песня — хит, и когда та или другая тема повторяется в репризе, ее встречаешь как старого доброго знакомого. Многие диалоги идут на фоне оркестрового аккомпанемента, отчего возникает впечатление, что «Бал вампиров» — целиком поющийся мюзикл, а этот формат близок нашему зрителю.

Трудно поверить, что партитура мюзикла создавалась в большой спешке и процентов на 70 состоит из тем, сочиненных композитором в предыдущие годы. Нашлось там место и таким классическим рок-композициям, как Total Eclipse Of The Heart и Objects In The Rear View Mirror May Appear Closer Than They Are. «Вампиров» можно было бы вполне назвать джукбокс-мюзиклом, если бы не новые тексты, сочиненные либреттистом Михаэлем Кунце, и продуманная музыкальная драматургия, благодаря которой партитура выглядит целостной.

«Вампиры» в МДМ — копродукция с Санкт-Петербургским театром музыкальной комедии, где постановка была хитом с 2011 по 2014 год. В августе 2016 года спектакль вернулся на 40 показов в Северную столицу, а потом отправился в Москву (откуда, по слухам, снова поедет в Питер).

Именно в Санкт-Петербурге обрел статус едва ли не самой яркой звезды отечественных мюзиклов Иван Ожогин. Роль графа фон Кролока стала для него настоящим подарком судьбы — в ней столько возможностей проявить себя в ипостаси вокалиста, а это сильная сторона артиста. И действительно, трудно не попасть под очарование его голоса — яркого, льющегося, притягательного. И хотя из уст Ожогина-Кролока многозначительные монологи, зарифмованные переводчицей Сюсанной Цирюк, звучат как высокая поэзия, актерская отстраненность и схематичность игры все же заметны.

Роль Сары стала первым большим проектом для Ирины Вершковой, которая честно пытается совершить вместе с героиней путешествие из опостылевшего постоялого двора своего еврейского папы Шагала в волшебный замок таинственного графа. Ирина делит роль с Еленой Газаевой, игравшей Сару в Санкт-Петербурге. Энергичная Сара в исполнении Елены выглядит остроумной репликой диснеевской Белль (в этом смысле сюжетную линию Сары и Кролока можно назвать «Красавицей и Чудовищем» наоборот — оказавшись в замке Чудовища-Кролока Красавица-Сара не спасает его, а сама становится Чудовищем).

Александр Казьмин внешне напоминает самого Романа Полански в роли Альфреда и добросовестно играет восторженного простака. Андрей Бирин, чей актерский диапазон позволяет браться и за героев, и за характерных персонажей, в этой постановке старательно изображает эксцентричного профессора Абронсиуса. Персонаж получается формальным и однообразным, как его вокальная партия, задуманная как пародия на арии-скороговорки из оперетт Гилберта и Салливана.

Кирилл Гордеев свободно чувствует себя в плаще любвеобильного вампира-гея Герберта. Александр Суханов легко справляется с ролью стереотипного еврея Йони Шагала и актерски интересен в роли графа фон Кролока. У персонажа замечательной Мананы Гогитидзе — жены Шагала Ребекки — удручающе мало сценического времени (эта роль в Санкт-Петербурге принесла актрисе «Золотую Маску»). Агата Вавилова, обладательница роскошного мюзиклового голоса, очень естественна в роли Магды — тут и сельская наивность и «ходячий секс», хотя во втором действии, после трансформации Магды в вампиршу, актрисе изменяет чувство меры.

В мюзикле есть эффектные хореографические фрагменты — два дрим-балета в первом и во втором действии. Сцена «Красные сапожки» с ее чувственным вихрем действительно хороша, а вот ночной кошмар в начале второго акта, если и наводит ужас, то визгливой истерикой вокалистов. Такое же недоумение вызывает дискотека в финале, когда вампиры, одетые современными рокерами, подводят итог спектаклю.

В этот момент, кстати, особенно остро ощущаешь, что постановщики «Вампиров» до конца так и не смогли определиться с тональностью повествования — ироничная сказка о кровососах, пафосное готическое шоу, абсурдистский треш или что-то еще. Вероятно, замысел состоял в том, чтобы все это объединить, но у российских вампиров такой коктейль не очень получается — иногда кажется, что наши артисты относятся к этой иронии слишком ответственно.

Резюме: «Бал вампиров» — это красивая, немного смешная, немного наивная, немного страшная и по-рокерски выспренная сказка для взрослых. Если же копать вглубь в поисках месседжа, то результаты окажутся довольно неутешительными: похоже, свобода выбора и лучшая жизнь невозможны без пакта с темными силами.

Оценка: «4»

март 2017