«Лукоморье»:<br>национальная елка (Отзыв о мюзикле «Лукоморье» в киноконцертном зале «Пушкинский») — Рецензии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Дария Моргендорфер

«Лукоморье»:
национальная елка

Отзыв о мюзикле «Лукоморье» в киноконцертном зале «Пушкинский»

Все начинается с анимационной заставки, которая проецируется на экран, и радостного приветствия закадрового голоса. Но мы не в кино, а в киноконцертном зале «Пушкинский» на национальном мюзикле «Лукоморье». То есть вроде как на театральном представлении.

Из растущего перед экраном дуба материализуется Кот ученый (Антон Деров) и загадочным голосом декламирует всем известные строки из «Руслана и Людмилы» о Лукоморье, дополненные стихами неизвестной нам поэтессы Валерии Карповой. Затем появляются Русалка (Ольга Реутова), всякая чуднАя живность и властитель сказочной страны по имени Cтаричок-боровичок (Андрей Клюев) — дедушка-мороз с грибной шляпкой на голове. Моложавым тенором он сообщает зрителям о том, что его тысячелетнее правление заканчивается, и через три дня он лишится своей волшебной силы. Но это не беда, потому что родится новый волшебник, который станет его преемником.

Воспитательницами юного волшебника старичок назначает своих дочерей — Елену Прекрасную (Юлия Зыбцева), Царевну-Лебедь (Екатерина Семенова) и Василису Премудрую (Дарья Зуева). Боровичка подслушивает Леший (Сергей Сорокин). Он торопится сообщить о скорых изменениях в правящей верхушке Лукоморья Кощею Бессмертному (Евгений Аксенов). Этот замечательный персонаж — нечто среднее между Бэтменом и Сауроном — обитает в компьютерном Мордоре, летает по воздуху, поет страшным голосом что-то в духе группы «Ария» и мечтает завладеть Лукоморьем. Кощей решает украсть царевен (тут у меня небольшой провал в памяти, зачем именно он хотел украсть трех взрослых девиц, когда можно было бы... А впрочем...). Реализация коварного плана ложится на плечи Лешего, которому также поручают запутать подходы к кощеевым владениям. В следующей сцене царевны водят хороводы на виртуальном лугу и рассказывают о себе, причем музыкальный материал у Царевны-Лебеди неприлично напоминает арию Надира из оперы «Искатели жемчуга». Появляется Леший и совершает киднеппинг.

Узнав о пропаже девиц, Старичок-боровичок винит во всем Кощея и призывает на помощь трех чудо-богатырей — Ивана Царевича (Александр Шувалов), Королевича Елисея (Илья Викторов) и Князя Гвидона (Олег Гончаров). Кощея можно победить лишь с помощью волшебных мечей, сообщает Старичок, выдает бойцам по волшебному артефакту (воду, чтобы утолить жажду; хлеб, чтобы одолеть голод; и гусли, чтобы не скучать в дороге), и молодцы отправляются в путь. Каждый в свою сторону.

В ходе экспедиции парни оказываются во владениях сказочных персонажей разной степени зловредности — Бабы-Яги (Антон Деров) и ее внучки (Елена Резниченко), Царицы цветов (Елена Резниченко) и Владычицы Морской (Ольга Реутова). Те активно строят всевозможные козни — пытаются сварить из богатыря суп, тестируют его IQ загадками и насылают дурман. Артефакты Старичка-боровичка помогают витязям выпутаться из безнадежных ситуаций и получить заветный меч.

Пока царевичи путешествуют, Кощей Бессмертный занимается перевербовкой царевен. Елену Прекрасную он искушает нарядами. Дева не поддается, но выбалтывает волшебные слова, которые помогут обучить нового волшебника доброте. С Царевной-Лебедью Кощей Бессмертный соревнуется в колдовстве, а с Василисой Премудрой — в науках и в танцах, ясное дело — безуспешно. Видя, что дело плохо, Кощей призывает на помощь трехголового Змея Горыныча. Тут подтягиваются витязи, эффектно расправляются с приспешниками Кощея, рубят головы змею и спасают барышень. Кощей остается в своем темном царстве, а Леший, который вообще-то должен жить в лесу, удаляется в болото. Теперь ничто не мешает рождению волшебника. Из дуба выходит вполне сформировавшийся отрок в золотом и воспаряет над столпившийся на сцене флорой и фауной Лукоморья. Звучит финал-апофеоз. Конец.

Продюсеры «Лукоморья» (ПЦ «Триумф») решили поступить хитро — выпустить спектакль под Новый год, прокатать его в прибыльный елочный сезон, а потом устроить официальную премьеру (она состоялась19 февраля). Но то ли время сдачи проекта повлияло, то ли какие-то атмосферные явления, только и через полтора месяца после Нового года спектакль выглядит елкой.

И композитор вроде понимающий (Евгений Загот), а режиссер — заслуженный (Андрей Шарнин), и помощник его — совсем не новичок в жанре мюзикла (Олег Кузнецов)... И артисты сцене попадаются с именем, сделанным именно в музыкальном театре, и балет неплохой, и хореографы опытные (Марина Яцкевич, Алексей Вальц). И художник по костюмам с воображением (Мария Дживелегова)... Так почему же такая команда породила такой унылый результат? Ведь дело не только в перегородившем полсцены экране, лишившем картинку глубины, китчевых проекциях (Александр Артемчук), барахлящем звуке, фальшивом и не всегда благозвучном вокале и несинхроне у танцоров...

А дело в творческом конформизме. Вся беда в том, что и талантливая молодежь, и профессионалы существуют (некоторые даже не морщась) в этом порочном елочно-утренничном формате, который так же далек от настоящего мюзикла, как планета Земля от звезды Альдебаран. Для этого формата обычное дело небрежное либретто и безликая музыка на графоманские стихи, схематичные персонажи и условная драматургия, а главное, бесконечные штампы в режиссуре, актерской игре, хореографии. В «Лукоморье» соседствуют настоящее (детальные костюмы) и фейковое (фонограммные хоры), дорогое (площадка в самом центре города) и дешевое (морское дно из компьютерного скринсейвера), то есть уже не самодеятельность, но еще не профессиональный музыкальный спектакль, где все должно быть на высоком уровне.

«Да что же вы ополчились на такую красочную, такую добрую сказку, — возмутятся читатели. — Ведь столько вовлеченных в нее людей счастливы: зрители — при впечатлениях, актеры при зарплате, продюсеры — при сборах!» Аргументы действительно убийственные. Не поспоришь.

Поэтому о достоинствах проекта: в спектакле есть одна действительно симпатичная актерская работа — Леший в исполнении Сергея Сорокина. Также хороши некоторые костюмы.

Еще впечатляет смелость, с которой создатели проекта объявили свое детище национальным мюзиклом. Народные сказки и творчество Пушкина, послужившие источником персонажей для либретто, безусловно, национальное достояние, однако присваивать такой громкий эпитет детскому утреннику решится не каждый продюсер.

И, конечно, были вещи, которые меня по-настоящему удивили и даже напугали. Например, эти слова Евгения Загота, на которые я наткнулась в пресс-материалах: «Поскольку этот мюзикл все-таки семейный, то нужно было сделать все так, чтобы любой простой зритель мог понять замысел. Положительные герои в нашем спектакле характеризуются русской музыкой, а отрицательные — МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ». Понятно, что работа композитора — мелодии сочинять, а не заявления делать, и мы имеем дело с досадным проколом пиарщиков. Да и «любой простой зритель» вряд ли расслышит в партитуре такое противопоставление. Но все же на минуту я представила, как дети с родителями отправляются после спектакля помитинговать на Манежную (благо идти рядом).

Резюме: мюзикл «Лукоморье» — хороший выбор для малышей и младших школьников. Яркая, праздничная картинка, трюки, несложный сюжет, рассчитанный на детей юмор — все это придется по душе ребенку, если, конечно, он не эстет.

Оценка: «2»