Отечественные постановщики мюзиклов обожают снабжать свои творения громкими определениями. Что не мюзикл, то легендарный. Однако «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» композитора Алексея Рыбникова и поэта Павла Грушко может носить этот громкий титул по праву. Одна из первых отечественных попыток создать произведение в жанре рок-оперы, «Звезда и Смерть» многие годы оставалась хитом театра «Ленком» и благодаря аудиозаписи с Геннадием Трофимовым и Жанной Рождественской в главных партиях обрела поклонников по всему Союзу. В 1982 году режиссер Владимир Грамматиков снял одноименный музыкальный фильм, рассказавший историю Хоакина средствами кино (пусть и не самым талантливым образом).
В конце 2008 года рок-опера «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», наконец, вернулась на московскую сцену. Постановку осуществил Музыкальный театр Алексея Рыбникова — коллектив, художественным руководителем которого является сам композитор.
Сюжет «Звезды и Смерти» представляет собой вольный поэтический пересказ реальных событий из истории США середины позапрошлого века. Чилийский гастарбайтер Хоакин Мурьета отправляется вместе со своими друзьями на заработки в Калифорнию. Как у всякого Романтика, у Хоакина есть путеводная Звезда — олицетворение света и любви. Звезда материализуется в живую девушку — Тересу, на которой герой женится. После того, как агрессивное местное население насилует беременную супругу Хоакина, тот объявляет вендетту и крошит обидчиков, пока власти, наконец, не находят на него управу. Превращение милого парня в кровавого разбойника происходит при активном участии еще одного аллегорического персонажа — Смерти.
Видимо не надеясь, что современная публика способна обнаружить в притче о Хоакине параллели с сегодняшним днем, постановочная группа спектакля сделала ставку на зрелищность, актуальный саунд и поп-звезд в заглавных ролях.
За первое отвечал художник Теодор Тэжик («Кин-дза-дза», «Il Diablo» В. Полунина). Сложилось так, что за два года, предшествующих выходу спектакля, мастер был вынужден несколько раз переделывать декорации, чтобы приспособить их под разные площадки. В итоге задуманное со стадионным размахом оформление, даже в урезанном виде, едва поместилось на скромного размера подмостки Киноконцертного зала «Мир».
Центр загроможденной разнообразными артефактами сцены зарезервировали за рок-группой аранжировщика проекта Дмитрия Четвергова. Накануне премьеры создатели проекта пообещали, что на публику обрушатся «децибелы настоящего рока вперемежку с тихими лирическими фрагментами», а Дмитрий Четвергов признался, что ему и его коллегам «пришлось» (!) музыку Рыбникова переписать. Переосмысленная «Звезда и Смерть» лишилась ностальгической архаики и претензии на театральность и зазвучала как бесконечная гитарная рок-композиция.
Хотя уже один Четвергов с его развивающейся шевелюрой и гитарой наперевес вполне способен держать внимание публики, роль хедлайнеров мероприятия отвели исполнителям главных ролей — Светлане Светиковой (Звезда, Тереса), Дмитрию Колдуну (Хоакин) и Игорю Сандлеру (Смерть).
Любители музыкального театра, конечно, помнят о достижениях Светланы Светиковой в этой области, однако со времени «Нотр-Дам де Пари» уже прошло 5 лет, которые Светлана посвятила сольной карьере, участию в риалити-шоу и съемкам. Вокал вернувшейся под сень Мельпомены Светиковой оставил двойственное впечатление, особенно его «звездная» часть, где от певицы всего и требуется, что быть сладкоголосой сиреной. В попытке изобразить нечто, не принадлежащее этому миру, подвешенная над сценой артистка исполнила знаменитую арию Звезды по-детски — пронзительно и интонационно неаккуратно. Хочется надеяться, что эту певческую манеру ей подсказала не Жанна Рождественская, отвечавшая за вокальную сторону постановки, а угловатое дирижирование руками во время вышеупомянутой арии — не находка хореографа рок-оперы Жанны Шмаковой.
Земная ипостась Звезды — Тереса — прозвучала гораздо лучше, но «порадовала» набором актерских штампов, отточенных актрисой до совершенства еще в «Нотр-Дам де Пари». Если бы не бурые одежды и меланхолия, в которой по большей части пребывает возлюбленная Хоакина, ее легко можно было бы принять за «дочь цыган».
Партнера Светланы по высокому искусству — Дмитрия Колдуна (Хоакин) — также нельзя назвать гением перевоплощения, но и опыта актерской работы он раньше не имел. Колдун присоединился к проекту незадолго до премьеры, и в результате «Звезда и Смерть» не просто обзавелась медийным персонажем, чье имя наверняка будет привлекать дополнительную аудиторию, но и обрела работоспособного до фанатизма вокалиста. На сцене Колдун — настоящий сгусток энергии. Однако, поскольку энергия эта не имеет какого-то конкретного вектора, убедительнее всего Дмитрий выглядит в отсутствие партнеров по сцене, предоставленный самому себе.
Игорь Сандлер (Смерть) — рокер-альтернативщик и бизнесмен — разыгрывает на сцене собственное шоу: гипнотизирует зал тяжелым взглядом и проповедует загробным голосом. Получается может быть и не страшно, но и не скучно.
Роли второго плана поручили крепким профессионалам — актерам театра Алексея Рыбникова Арману Хачатряну (Трехпалый) и Егору Николаеву (Блаженный/Заика). Запоминается также Михаил Марков, чей странный персонаж (Зазывала) и своим внешним видом, и пластикой похож на Смерть из французского мюзикла «Ромео и Джульетта». Массовка, о которой восторженно отзывалась творческая группа на пресс-концеренции («она и поет, и танцует, и играет, и все это — одновременно»), оказалась обычной театральной молодежью разной степени вокальной и хореографической подготовки.
Режиссер Александр Рыхлов поставил рок-оперу в ставшем фирменном для современного отечественного музыкального театра ненавязчивом ключе, когда режиссерская концепция едва угадывается, а иногда и не угадывается вовсе. Чего стоят людская шеренга, распевающая «Домой, домой!», лунатические блуждания Хоакина и Тересы в их первую встречу на корабле или утомительно длинная вокально-хореографическая композиция о проститутках из таверны «Заваруха». Пусть в таком непродолжительном спектакле, как «Звезда и Смерть» (шоу идет чуть больше часа), дорога каждая минута, но все же эти разухабистые куплеты женщин легкого поведения можно было бы подсократить.
Впрочем, если принять за данность, что в новой постановке драматургия второстепенна, и все строится вокруг музыки, тогда постановщик действительно справился со своей задачей и ему удалось не сильно отвлечь публику от прослушивания легендарного произведения.