Роджерс, Ричард (Rodgers, Richard) — Персоналии
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Светлана Бутовская

Роджерс, Ричард

Rodgers, Richard

1902 - 1979

Профессия композитор

The sweetest sounds I’ll ever hear are still inside my head.
Richard Rogers, «No Strings», 1962

В истории американского музыкального театра и кинематографа, пожалуй, нет фигуры, равной композитору Ричарду Рождерсу. За свою карьеру длиной в шестьдесят лет он написал сорок бродвейских мюзиклов (из них двадцать шесть вместе с Лоренцом Хартом и девять — с Оскаром Хаммерстайном Младшим), три мюзикла для Уэст-Энда (в соавторстве с Хартом), десять киномюзиклов (девять с Хартом, один с Хаммерстайном), два мюзикла для телевидения, саундтреки для двух документальных фильмов, один балет, одно ревю и... более девятисот песен.

Ричард Чарльз Роджерс родился в Нью-Йорке 28 июня 1902 года и был вторым ребенком Уильяма и Мэми Роджерсов. Родители композитора происходили из еврейских семей, эмигрировавших из России в Америку в 60-е годы 19 века. Предки Роджерса по отцу носили фамилию Рогазинский. Мальчик рос и воспитывался в той же среде, которая подарила Америке Джорджа Гершвина и немало других, не менее выдающихся фигур американской культуры.

По собственному признанию, Ричард Роджерс стал проявлять интерес к музыке и игре на фортепиано, едва начав ходить. Его мать была неплохой пианисткой, и в доме часто звучали мелодии популярных оперетт. Однажды тетка мальчика попыталась дать ему несколько уроков игры на фортепиано, однако занятия показались мальчику слишком скучными, и он предпочел осваивать инструмент самостоятельно. И хотя в этом деле Ричард не достиг вершин Гершвина, играл он не хуже других композиторов того времени.

Впервые Ричард Роджерс попал в театр в шестилетнем возрасте. «Когда занавес поднялся, я был унесен в мир блеска и красоты, о существовании которого и не подозревал», — вспоминал композитор. Ребенком он видел выступления Балета Сергея Дягилева, оперные спектакли Метрополитен Опера и знаменитые бродвейские оперетты.

Вкусы Ричарда Роджерса определились к середине 1910-х годов: его фаворитами стали музыкальные комедии. Мюзиклы Джерома Керна, которые оказали на Ричарда Роджерса огромное впечатление, повлияли и на его дальнейшее творчество. Но если музыка Керна корнями уходит в европейскую оперетту, то Роджерс — дитя эпохи джаза.

Семья Роджерсов была достаточно обеспеченной для того, чтобы дать своему сыну хорошее образование. С 1919 по 1921 год Ричард обучался в Колумбийском университете, а с 1921 по 1923 посещал Институт Музыкального Искусства (the Institute of Musical Art), ныне Джуиллиардcкая школа (the Juilliard School).

Среди студентов Колумбийского университета был молодой человек по имени Лоренц Харт. Харт изучал журналистику, зарабатывая на жизнь переводами с немецкого. Дик познакомился с Ларри благодаря их общему приятелю Филиппу Левиту. Двадцатитрехлетний Харт поразил юного Роджерса (тому было всего шестнадцать) своей эрудицией и осведомленностью во всем, что касалось поэзии. «Я был очарован этим молодым человеком и его идеями», — рассказывал композитор, — «Никто из нас не упомянул об этом, но оба мы поняли, что будем работать вместе, и я покинул дом Харта, уже имея карьеру, партнера, лучшего друга и постоянный источник раздражения.»

Свое сотрудничество Дик и Ларри начали с того, что вместе сочинили несколько комедий для ежегодного университетского шоу. В 1919 году песня Роджерса и Харта Any Old Place With You была включена в бродвейскую комедию А Lonely Romeo. Так состоялся их профессиональный дебют. Первое полноценное шоу молодых авторов, которое называлось Poor Little Ritz Girl, имело не самую счастливую судьбу — к тому времени, когда спектакль открылся на Бродвее, продюсеры отказались от значительной части материала, написанного друзьями.

В 1925 году по заказу бродвейского театра Garrick Роджерс и Харт сочинили ревю Garrick Gaities. Это благотворительное шоу должно было идти в течение одной недели, однако нью-йоркская публика встретила спектакль с таким энтузиазмом (особенно песню Manhattan), что в результате ревю сыграли 211 раз.

Успех Garrick Gaities вывел карьеру Роджерса и Харта на новый виток. Следующие пять лет дуэт работал очень плодотворно, создавая по два, а иногда и больше шоу за сезон. В начале 1930-х творчеством Роджерса и Харта заинтересовался Голливуд.

Ларри и Дик переехали в столицу американской киноиндустрии, где написали несколько саунтдтреков. Музыкальная комедия Love Me Tonight с Морисом Шевалье в главной роли, пожалуй, их самая заметная работа того периода. И все же Голливуд не оправдал ожиданий Роджерса и его партнера. В 1935 году они вернулись в Нью-Йорк, чтобы работать над цирковой экстраваганцей Джумбо.

Вторая половина 1930-х годов — время расцвета американского музыкального театра. Роджерс и Харт выпускали один проект за другим: On Your Toes (1936), Babes In Arms (1937), I’d Rather Be Right (1937), I Married An Angel (1938), The Boys From Syracuse (1938), Too Many Girls (1939). Песни из этих легких, искрометных комедий — The Most Beautiful Girl in the World, My Romance,There’s A Small Hotel, My Funny Valentine, Where or When, The Lady is a Tramp, Falling in Love With Love, I Didn’t Know What Time It Was — мгновенно становились хитами и начинали жить самостоятельной жизнью.

В начале сороковых годов Роджерс и Харт сочинили фарс Higher and Higher (1940), не имевший большого успеха. За ним последовал мюзикл Pal Joey (1940), который можно назвать творческим экспериментом к тому времени уже признанных авторов. Новаторство состояло в том, что впервые центральной фигурой музыкальной комедии стал антигерой — танцор из второразрядного ночного клуба, который бросает свою девушку ради обеспеченной любовницы. Эту роль блестяще сыграл в то время еще не известный широкой публике актер Джин Келли. Несмотря на осуждение критиков, спектакль продержался на афише целый год и впоследствии не раз возобновлялся. Pal Joey — одна из первых театральных работ, обозначивших серьезные перемены, ожидавшие жанр музыкальной комедии в 1940-е годы.

Мюзикл By Yupiter (1942), сыгранный 472 раза, стал последним совместным проектом Ричарда Роджерса и Лоренца Харта. Сотрудничеству формально положила конец смерть либреттиста, однако о том, чтобы найти замену Ларри, Роджерс стал задумываться еще в начале сороковых.

Удивительно, но люди, образовывавшие один из самых гармоничных творческих дуэтов в истории американского музыкального театра, во многом были антиподами. Ричард Роджерс — сдержанный, собранный и очень предприимчивый, даже над партитурами работал в деловом костюме, отчего скорее напоминал банкира, чем автора популярных мелодий. Харт был невероятно требовательным к себе, когда речь шла о песенных текстах, но крайне неорганизованным в жизни, как и положено поэтам. Кроме того, его преследовали проблемы личного плана — гомосексуалист, не обладавший физической привлекательностью (его рост едва достигал 150 см), Ларри за всю жизнь так и не нашел спутника жизни. Он страдал алкоголизмом и депрессией, и с каждым годом Роджерсу становилось все труднее работать с ним.

В 1941 году, находясь в Филадельфии, Ричард Роджерс решил нанести визит своему университетскому приятелю, либреттисту Оскару Хаммерстайну Младшему. У них состоялся долгий разговор, во время которого Роджерс предложил Хаммерстайну стать его соавтором. Хаммерстайн ответил согласием, однако, к его чести, настоял на том, что их сотрудничество станет возможным только тогда, когда Харт не сможет больше писать.

23 июля 1942 года газета Нью-Йорк Таймс сообщила о том, что Ричард Роджерс, Оскар Хаммерстайн и Лоренц Харт вскоре приступят к работе над музыкальной версией пьесы Ригга Green Grow the Lilacs. Тройственный союз просуществовал недолго: Ларри, чей внутренний разлад к тому времени все больше делал его жизнь невыносимой, отказался участвовать в проекте. Разрыва не последовало, но у Роджерса, наконец, появился повод объединиться с Хаммерстайном.

Роджерс и Харт тяжело переживали случившееся. Ларри отправился в Мексику, Ричард с головой ушел в работу над «Оклахомой!» — так называлось новое шоу. Премьера Оклахомы состоялась весной 1943 года. Среди зрителей был и Лоренц Харт.

В том же году Роджерс и Харт переработали одно из своих ранних шоу, А Сonnecticut Yankee (1927). Однако было ясно, что Ларри вряд ли обретет прежнюю форму.

Лоренц Мильтон Харт скончался от пневмонии 22 ноября 1943 года, через 5 дней после премьеры А Сonnecticut Yankee на Бродвее. Ему было 48 лет.

Новый соавтор и деловой партнер Роджерса, Оскар Хаммерстайн Младший, родился 12 июля 1895 года в семье, два поколения которой был связаны с шоу-бизнесом. Его отец, Уильям, работал театральным менеджером и в течение долгих лет возглавлял театр Виктория, где шли самые популярные водевили того времени. Дядя Оскара, Артур, был преуспевающим бродвейским продюсером, а дед, Оскар Хаммерстайн, — знаменитым оперным импресарио.

Неудивительно, что через два года, проведенных на факультете права Колумбийского университета, Хаммерстайн бросил учебу, предпочтя карьере юриста бродвейские подмостки. Впрочем, за время, проведенное в университете, он успел принять участие в создании ежегодных университетских шоу. В одном из них, Fly With Мe, соавтором Оскара Хаммерстайна был... Лоренц Харт.

Хаммерстайн начал свое восхождение к славе с того, что работал в качестве помощника режиссера у своего дяди Артура, который и выступил в роли продюсера дебютного шоу племянника — The Light (1919). Спектакль был сыгран всего четыре раза, однако это не остановило начинающего либреттиста. Первой настоящей удачей было шоу Wildflower (1923) написанное в паре с либреттистом Отто Харбахом. Затем последовало сотрудничество с самыми успешными композиторами тех лет, в том числе — с Джорджем Гершвином и Джеромом Керном.

К 1943 году Оскар Хаммерстайн был известен именно благодаря своему вкладу в американскую оперетту The New Moon (1928) — он был автором либретто таких классических произведений, как Rose-Marie (1924) и The Desert Song (1926). Вместе с Дж. Керном Хаммерстайн написал Show Boat (1927), мюзикл, впервые затронувший в такие непривычные для этого театрального жанра темы, как расизм и несчастная любовь. Кроме того, ему принадлежала современная транскрипция оперы Бизе «Кармен» — Сarmen Jones (1943), в которой все роли исполняли актеры негритянского происхождения. Однако вот уже десять лет, как его имя не ассоциировалось ни с одной крупной театральной постановкой. Сотрудничество с Ричардом Роджерсом обещало вернуть утраченные позиции.

Надежды Хаммерстайна оправдались. Первая же их совместная работа — мюзикл «Оклахома» — буквально перевернула американский музыкальный театр, окончательно разрушив взгляд на музыкальную комедию как на легковесный жанр (не даром с появлением этого мюзикла возникло новое определение — musical play в противовес musical comedy).

За «Оклахомой» последовали мюзиклы Carousel (1945), Allegro (1947), South Pacific (1949), The King and I (1951), Me and Juliet (1953), Pipe Dream (1955), Flower Drum Song (1958) и The Sound of Music (1959). Большинство этих шоу было адаптировано для кинематографа. Кроме того, Роджерс и Хаммерстайн написали киномюзикл State Fair (1945) и один мюзикл специально для телевидения (Cindirella, 1957).

Эти работы принесли Ричарду Роджерсу и Оскару Хаммерстайну тридцать четыре награды «Тони», пятнадцать «Оскаров», две Пулитцеровских премии, две «Грэмми» и две «Эмми».

После смерти Оскара Хаммерстайна в 1960 году, Ричард Роджерc продолжил писать для театра и кино. Первое произведение, в котором композитор выступил не только в роли композитора, но и автора текста, называлось No Strings, было удостоено премий Tony за музыку и либретто. Рождерс также сотрудничал с такими известными либреттистами, как Стивен Сондхейм («Вестсайдская история») и Шелдон Харник («Скрипач на крыше»).

Хотя творчество Ричарда Рождерса было и остается олицетворением романтики и оптимизма, в жизни автор «Звуков музыки» не был счастлив. Композитор был женат, у него родилось две дочери — Мэри и Линда, однако он страдал от депрессий, алкоголизма и проблем со здоровьем. В кругу семьи Роджерс был сдержан на проявление чувств; единственным, что глубоко волновало композитора, был музыкальный театр — именно там находили выход его душевные переживания.

Поражает легкость и органичность его сочинений, в которых мелодии оттеняются неожиданными гармониями. Но эта естественность и спонтанность обманчивы. Ричард Роджерс не верил в озарение — он никогда не смог бы написать песню за час. Художнику требуются и вдохновение, и техника, считал композитор. Он также был убежден, что музыка должна быть частью драматургии. Роджерс чувствовал себя не совсем уверенно, когда приходилось сочинять песни, не предназначенные для шоу, песни, за которыми не стояла какая-то история. Он был одним из тех композиторов, которые обязательно должны были иметь перед глазами некий сюжет и четко представлять, что за персонаж будет исполнять его песню.

Невероятно, но Ричард Рождерс оказался идеальным композитором для таких непохожих по стилю жизни и творчества авторов, какими были Лоренц Харт и Оскар Хаммерстайн Младший.

Харт отличался остроумием и цинизмом, которые помогали ему переживать личные неудачи. И все же поэзия его несла отпечаток легкой меланхолии и грусти. Ларри постоянно экспериментировал с текстами, определяя форму своих произведений как «ритмический диалог». Его мало занимал психологизм, песня для него была способом исследования и выражения человеческих (на самом деле — собственных) эмоций. Наверное, именно поэтому он запомнился в большей степени как автор песенных текстов, а не либреттист. Однако именно в соавторстве с Лоренцом Хартом Ричард Роджерс сочинял музыку, отличавшуюся свежестью и изобретательностью.

Примерный семьянин (несмотря на два брака), Оскар Хаммерстайн был интеллигентом, которого волновали расовые предрассудки и войны. Он верил в то, что в конце концов добро всегда одержит верх, и стремился выразить свое отношение к болезням общества в своем творчестве. В отличие от Харта, который предпочитал сочинять тексты на готовую музыку, Оскар Хаммерстайн исповедовал более близкий для Роджерса подход — сначала слово, потом музыка.

Ричард Роджерс скончался у себя дома, в Нью-Йорке, 30 декабря 1979 года, спустя 8 месяцев после того, как на Бродвее открылось его очередное шоу.

Мюзиклы, написанные Ричардом Роджерсом в соавторстве с Хартом и Хаммерстайном, не сходят с афиш и сегодня. По данным The Rodgers & Hammerstein Organization, ежегодно выходит около 4 000 спектаклей, среди которых пальма первенства принадлежит «Оклахоме». Не менее популярны Pal Joey, Babes in Arms, South Pacific и The Sound of Music.

Роджерс и Хаммерстайн занимались продюсированием пьес и мюзиклов, в том числе и собственных. Они также стали продюсерами киноверсии мюзикла «Оклахома». Специально для этого ими была основана the Rodgers & Hammerstein Organization (R&H), которая существует и по сегодняшний день. Одно из ее подразделений — издательство Williamson Music — было названо в честь их отцов Роджерса и Хаммерстайна, которые носили имя Вильям.

Последней песней, которое написали вместе Ричард Роджерс и Оскар Хаммерстайн, стала «Edelweiss» из мюзикла «Звуки музыки».

В марте 1990 году бродвейский театр «46 Street Theatre» был переименован в «Richard Rogers Theatre».

В 1998 году творческий дуэт Роджерс — Хаммерстайн был назван журналом «Тайм» среди 20 персоналий, оказавших наибольшее влияние на культуру 20-го века.