За что?! (Наш обозреватель о том, почему в России даже консерватория не в силах переломить отношения к «легкомысленному жанру») — Впечатления
МЫ ЗНАЕМ О МЮЗИКЛАХ ВСЕ!

Алексей Баранов

За что?!

Наш обозреватель о том, почему в России даже консерватория не в силах переломить отношения к «легкомысленному жанру»

Я, честно, не понимаю, почему мюзиклу в стране с такой театральной традицией катастрофически не везет. То и дело вокруг него собираются какие-то самодеятельные силы, которые, руководствуясь лучшими намерениями, убивают его и так шаткую репутацию в России. Но я сейчас здесь не за тем, чтобы в 365-й раз сказать, что называть мюзикл легкомысленным жанром — это все равно, что сказать «вся музыка — говно».

Мюзикл — это даже не жанр, как сказал как-то Швыдкой (и спасибо ему), это отдельное искусство, и как в любом искусстве в нем есть примеры, потрясающие своей глубиной, психологизмом, интеллектуальностью, а есть чисто развлекательные безделицы. Впрочем, и они бывают прекрасны, а порой и невероятно сложны для постановки.

Ровно то же самое можно сказать и просто о театре. О вашем высоколобом, как вы считаете, драматическом с непостижимой русской театральной школой. В нем тоже есть хорошие спектакли, а есть плохие.

Но я увлекся — я не об этом сегодня. Я очень радуюсь, если в программе какого-нибудь уважаемого академического коллектива вижу что-то из мюзиклового репертуара. Западные оперные звезды не гнушаются записью целых альбомов, основанных на материале из мюзиклов, принимают участие в концертных версиях образцов жанра, не стесняются признаваться в любви к мюзиклу.

У нас такое тоже бывает, хотя и крайне редко. Но так победим.

О, я был счастлив увидеть в афише Большого зала Московской консерватории концерт «Легенды Бродвея». Мюзиклы! В исполнении большого симфонического оркестра Павла Когана! С главной концертной академической сцены страны!

Несколько напрягало название абонемента «Дольче вита», ну да ладно.

Программа, составленная с удивительным вкусом и интересом к жанру. Я бы назвал ее даже вполне внятной попыткой проследить развитие мюзикла, представить некую его антологию, начиная с классических образцов и завершая отрывками из ныне идущих бродвейских и вест-эндских постановок.

Забегая вперед — оркестр был хорош, дирижер зажигателен, мальчик-скрипач в отрывках из «Скрипача на крыше» сорвал заслуженные аплодисменты, классика жанра звучала превосходно. С выбором вокалистов ошиблись: как выразилась моя коллега, спеть колыбельную Клары из «Порги и Бесс» как арию Далилы, это надо постараться. Да и вертолет («Мисс Сайгон») и Злая ведьма Запада (Wicked), образно выражаясь, не взлетели (как раз ныне идущие постановки удались в меньшей мере, как бы намекаю я). Но даже на это я могу закрыть глаза — только за интерес «академистов» к мюзиклу.

Дочитали? Спасибо. Это присказка. Щас будет жыр. Составляли программу и писали конферанс явно разные люди. У редактора текста для ведущих либо зуб на мюзиклы, либо проблемы с русским литературным языком.

И как сказали ведущие, объявившие «фрагменты из мюзикла «Эвита», основанного на одноименном мюзикле «Эвита», позвольте представить вам главные перлы, прозвучавшие 14 ноября со сцены Большого зала Московской консерватории, которая, конечно, все стерпит.

«Композиторами мюзиклов было написано много музыкального материала» (речь вообще о жанре мюзикла). Да бросьте, вы гоните.

«Этот композитор — автор более чем 13 мюзиклов» (помимо прекрасной формулировки — речь о Ллойд-Уэббере, если что. Не люблю его, но было обидно за маэстро).

«После мюзикла «Продюсеры» Джим Джейкобс и Уоррен Кейси написали мюзикл «Бриолин» (речь просто о том, что «Бриолин» вышел позднее «Продюсеров», а не о том, что Джейкобс и Кейси — авторы и «Продюсеров», и «Бриолина». Хотя и это неверно — «Бриолин» написан по времени после оригинального фильма Брукса «Продюсеры», мюзикл «Продюсеры» появился 30 годами позже).

«В мюзикле «Моя прекрасная леди» сыграли Лесли Говард, Уэнди Хиллер, Мари Лор (перечислены актеры из фильма «Пигмалион» 1938 года, а не из мюзикла с Одри Хепберн 1964-го).

И — любимое! — из программки: «Драматургия в мюзикле незамысловата: в отличии от оперетты, мюзикл ее практически не имеет». Красиво завернули! И не добавить, и не прибавить.

А еще отдельная благодарность за пошлую фоновую музычку из динамиков. В БЗК. В БЗК им. Чайковского. При живом оркестре.

Получилось, что хороший в принципе концерт упакован хуже некуда. Любовью, знаете, надо заниматься. Так — не победим.